Представьте себе, если бы все жители города Ессентуки учились в аспирантуре? В этом городе живет 101 тысяча человек, а в России обучается 110 тысяч аспирантов. То есть, количество молодых ученых даже больше, чем население целого города!
«Задача магистра — показать, что он знает и умеет применять методы для решения определенной проблемы, а задача аспиранта — предложить собственный метод. Аспирантская диссертация — это большой труд, мало ее просто написать, надо еще правильно подать в Совет и защитить».
Студентка 4 курса аспирантуры Политеха Петра успевает совмещать и учебу, и работу, и покорение Килиманджаро. Елизавета Кабешова разрабатывает новый способ управления коллективами. Рассказываем об этом в нашем материале.
Мы пообщались с Елизаветой Кабешовой, чтобы понять, чем же занимаются аспиранты в вузах? Студентка учится в Питерском Политехе на 4 курсе специализации «стандартизация и управление качеством продукции». Она разрабатывает новый метод управления коллективами и описывает его в своей диссертации.
«Наверное, стандартные аспиранты занимаются только учебой и наукой. В вузе проходят лекции и немного практики, а остальная часть — самостоятельное изучение дисциплины.
Я с 1 курса бакалавриата была активистом, состою в профсоюзе, занимаюсь внеучебной деятельностью. В аспирантуре я вступила в Совет Молодых ученых — создавала его бренд, вела сообщество Совета ВКонтакте, организовывала выездные мероприятия. Мы с коллегами регулярно посещаем Съезд молодых ученых, представляем наш вуз, участвуем в семинарах и дискуссиях для обмена опытом.
Помимо Совета, я с командой участвовала во внутривузовском грантовом конкурсе проектов PolyProject, наш проект выиграл грант, и мы создали базу знаний для аспирантов: как написать научную статью, опубликоваться в журнале или сдать кандидатский минимум. Мы хотим повысить имидж аспиранта в глазах абитуриентов и увеличить процент защит кандидатских диссертаций»
Что такое кандидатская диссертация?
Елизавета считает, что диссертация аспиранта отличается от работы магистра и процессуально, и содержательно:
«Задача магистра — показать, что он знает и умеет применять методы для решения определенной проблемы, а задача аспиранта — предложить собственный метод. Аспирантская диссертация — это большой труд, мало ее просто написать, надо еще правильно подать в Совет и защитить»
Тема диссертации Елизаветы — «Метод управления предприятия в условиях экспериментального производства». Если говорить проще, аспирантка выводит новые способы руководства над коллективом в нестандартных условиях.
«Офисы — это те места, которые я часто посещаю не с целью поработать, а с целью "настроить изнутри". В общем, пытаемся выстроить работу коллектива максимально оптимально и эффективно.
Интересным трендом последние годы стало "цифровое кочевничество" — это когда у большой компании есть несколько офисов по всей России и сотрудник может самостоятельно пожить и поработать в разных городах. Одно из самых популярных мест для такого перемещения в России — Сочи. Самая продуманная деталь, которую увидела у коллег, — это терраса на крыше здания, на которой растет газон, расположены тенты и диванчики, и самое главное — на потолке тентов есть электронный распылитель жидкости! То есть, если вам стало жарко, вы можете включить охлаждение»
В чем суть?
Метод, который разработала Елизавета в ходе своей научной работы, уже используют в двух бизнес-центрах, часть практик тиражированы на дочерние общества компании.
Разработки представляют из себя пошаговое руководство (алгоритм и формулы) к управлению пространствами (производственными мощностями, человеческими ресурсами) в условиях ограничений на различных типах предприятий. Несколько внутренних нормативных документов с описанием процессов метода будут применяться и в других компаниях.
После аспирантуры Елизавета планирует продолжать работу проджект-менеджера в крупной компании, внедряя свои разработки. И на личные амбиции время остается: аспирантка готовится к покорению 6 самых высоких точек материков, а также планирует пройти соревнования Ironman по триатлону на длинную дистанцию.