Каждая женщина знает: сначала хочется стать гордостью для родителей, найти мужа, вырастить детей, обустроить дом, а потом... потом появляется острое желание жить для себя.
- Наташа, по-моему покупатели на мою квартиру нашлись! - делится радостью с дочерью Ирина по телефону.
В целом, причин для радости мало: Ира овдовела и решила, что большая квартира, которую когда-то она считала тесной, проживая с мужем, двумя детьми, псом и кошками, ей больше не нужна. Купит маленькую.
- Мам, я тут видела объявление в интернете. 20 квадратов, правда первый этаж. Ну ничего. Думаю, тебе подойдет.
Ира решила, что ослышалась. Переспросила размер площади. Дочь стала объяснять, что это не стандартная однокомнатная квартира, а студия. Есть еще мансарда за такую же цену. Три миллиона. Это минимум по рынку.
- Но моя квартира стоит дороже, дочка. Я могу себе позволить нормальное жилье.
- Ты ведь знаешь, мама, что мне нужны деньги. Я задолжала по кредиту. Да и Вадик хотел машину поменять. Женьке и Сане нужны деньги на репетиторов и хоккей. А Трофим давно тебе говорил, что хочет бизнесом заняться. Но ему стартовый капитал нужен. Маша собаку хочет. Аффенпинчера. Хорошая порода, от 100 тысяч рублей ценник.
Вот и считай, мама, сколько нам нужно.
- Дочка, а кто вас просил эти кредиты брать? И неужели твой муж сам не может заплатить за спортивную секцию? Без собаки жизнь не мила?
- Мама, мы и так живем на хлебе и воде, ты же знаешь! Ладно, мне пора. Увидимся на днях!
Ира поняла, что ее дети и зять давно мысленно делят ее квартиру. Нацелились, как только она сказала, что намерена ее продать. Ира умолчала о том, что она не будет селиться в крошечную коморку-студию по соседству с детьми, чтобы помогать с внуками. Она поедет жить на море, купит на все деньги достойную квартиру с хорошим видом.
Она столько времени жила для других, пришло время пожить для себя. Перевести дух, отдохнуть от бесконечного бега, от бесконечного "должна" и "дай", "посиди, посмотри, выручи".
Ира не отказывается помогать внукам, но почему она должна за свой счет купить машину зятю и дать денег на раскрутку очередного бизнеса младшему сыну? Не должна. И не будет. У нее свой план на ближайшие годы. Будет поправлять здоровье. Разве семье не нужна счастливая и здоровая бабушка?
Но как только все члены семьи узнали, что бабушка будет жить для себя, пошли стенания и обиды. Ира тут же стала врагом.
У всех ворох нерешенных проблем, а она самоустраняется? Так только эгоисты поступают!
"Ты сама виновата, Ира, в том, что дети себя так ведут" - сказала подруга. "Ты ведь не давала без своего контроля и вмешательства им шагу ступить. Все решала, за все платила. Устраивала внуков в сад и гимназию. А теперь спустила их с рук и говоришь "давайте сами". Им страшно и больно"
Ирина понимала, что в словах подруги таится истина. Детям много лет, но они не самостоятельны. И ей много лет. И хочется оставшееся время быть не прислугой и банкоматом, а человеком.
Она выбрала себя.
На семейном совете раскрыла карты. Едет жить на море. В однушку. Нет, к ней на все лето детей привезти нельзя. Тесно. Рядом есть гостиницы, приезжайте, снимайте, будем по побережью вместе гулять.
От самых близких услышала, что она - эгоистка и потребитель, жертва навязанного рекламой образа жизни. Предатель. Иуда. Пустышка, которая только и ждала, когда отца не станет, чтобы пуститься во все тяжкие.
Ирина очень долго приходила в себя. Все таки не бывает в семейной жизни благодарности. Есть те, кто везет, и есть те, кто едет. Никогда они не меняются местами.
Помирилась с детьми она только через долгих 10 лет, после того, как им через многое пришлось пройти, без маминых рук и подсказок. После того, как они развелись со своими мужьями и женами, которые, лишившись дотаций, говорили в лоб нелицеприятные вещи и распускали руки.
После того, как дети научились зарабатывать сами. Поняли ценность каждого рубля. Поняли, как тяжело было их маме на себе тащить весь этот груз.
А после - еще и от плевков утираться...