Убийство кандидата в президенты Фернандо Вильявисенсио шокировало Эквадор. Сможет ли страна вырваться из спирали насилия?
Ступор, страх, ярость и скорбь: убийство Фернандо Вильявисенсио стало потрясением для эквадорцев. За одиннадцать дней до первого тура досрочных президентских выборов кандидата от консерваторов застрелил киллер вечером в среду, 9 августа, после предвыборного мероприятия в центре столицы – Кито. Подозреваемого в совершении преступления впоследствии убили силы безопасности.
59-летний Вильявисенсио, один из восьми кандидатов в президенты, не считался фаворитом выборов, которые должны состояться 20 августа. По данным опросов, его шансы пройти во второй тур против Луизы Гонсалес от партии экс-президента Рафаэля Корреа, которая лидировала с большим отрывом, были мизерными. Однако бывший профсоюзный деятель и журналист четко позиционировал себя как оппозиционный Корреа борец против насильственных преступлений и коррупции и осуждал сотрудничество с преступниками таких государственных учреждений, как полиция и армия. За время избирательной кампании он несколько раз привлекал внимание к угрозам убийством в свой адрес.
Новость о дерзком преступлении распространилась по стране, как пожар. Хотя причины его до сих пор не выяснены, одно можно сказать наверняка: на фоне социальной незащищенности, политической поляризованности и социально-экономического кризиса оно поразило народ до глубины души. Представление многих эквадорцев о том, что они живут в стране, которую часто называли островком мира среди агрессивных соседей, исчезло, возможно, навсегда. Причина также в том, что этот акт, который никто в стране не считал возможным – очередной этап эскалации спирали насилия, которая стремительно закручивалась в течение двух лет и на которую готовящееся уйти в отставку правительство Гильермо Лассо реагировало беспомощно и безыдейно.
На бывшем островке мира сейчас больше шансов быть убитым, чем в странах, где насилие привычно, таких как Мексика или Бразилия
Чтобы понять масштабы насилия и незащищенности в стране, достаточно взглянуть на статистику убийств (25,9 на 100 тыс. жителей в 2022 году) и осознать, что на бывшем островке мира сейчас больше шансов быть убитым, чем в странах, где насилие привычно, таких как Мексика или Бразилия. Причиной этого, кроме распространения организованной преступности в виде транснациональных наркогруппировок, воюющих между собой, является ослабление государственных институтов из-за политики жесткой экономии, которую проводили два последних правительства, а также странная незаинтересованность политиков в разработке и внедрении эффективных стратегий и программ поддержки внутренней безопасности и эффективных реформ правоохранительных органов. Более того, геополитическое значение Эквадора в международной наркоторговле как перевалочного пункта для транспортировки наркотиков в Европу и Азию продолжает расти.
«Мексиканизация» Эквадора – не в смысле идентичной последовательности, а по аналогии с динамикой распространения насилия и организованной преступности в Мексике в нулевых годах – имеет вид стремительного увеличения радиуса действия враждующих наркогруппировок. Оно сопровождается не только учащением насильственных смертей, но и экспоненциальным ростом рэкета, торговли людьми, количества похищений, тюремных бунтов с летальным исходом и других актов насилия. Все больше страдают все сферы жизни, львиная доля насилия приходится на социально уязвимые слои населения. Еще одно проявление «мексиканизации» Эквадора (говорить о котором означает ставить под угрозу свое здоровье и жизнь) – молчаливое согласие и/или соучастие в преступлениях государственных институтов и субъектов, особенно органов безопасности.
Львиная доля насилия приходится на социально уязвимые слои населения
Также очевидно, что убийство кандидата в президенты Вильявисенсио, как бы оно ни шокировало многих эквадорцев – лишь один из актов насилия против политиков, произошедших в минувшие месяцы. По оценкам журналистов, во время предыдущих местных и региональных выборов в начале года против политиков разных партий было совершено более 60 актов насилия, некоторые – со смертельным исходом. Всего за несколько недель до убийства Вильявисенсио страна содрогнулась, когда мэр прибрежного города Манта Агустин Интриаго был застрелен на улице. Вероятно, такой была месть наркогруппировок за то, что их не допустили к участию в государственных контрактах.
Эти акты насилия против выдающихся политических фигур – очередное доказательство того, насколько хрупкой стала монополия эквадорского государства на применение силы. Но они также должны быть для всего политического спектра Эквадора тревожным сигналом о том, что окно возможностей для решительных, всеобъемлющих и прежде всего согласованных действий всех политических партий против насилия в стране начинает закрываться. Времена Эквадора как островка мира в регионе, вероятно, закончились, и против превращения его в местный очаг насилия следует бороться вместе.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».