В России представили единым государственный учебник истории для 10-х и 11-х классов
Уже с 1 сентября в школах нашей необъятной страны старшеклассники будут постигать перипетии всеобщей истории и истории России по новому образовательному стандарту. Авторами нового учебника выступили помощник Президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, ректор МГИМО Анатолий Торкунов и академик РАН Александр Чубарьян. Ожидаемым и злободневным дополнением в нём, по задумке авторского коллектива, стало наличие параграфа «Россия сегодня. Специальная военная операция». Пока мы анализируем сигнальный вариант издания, Смоленский полиграфический комбинат приступил к печатанию необходимого тиража издания для потребностей в общегосударственном масштабе.
Мы все родом из детства. Согласитесь, что любой новый школьный учебник всегда манит ученика. Даже самому нерадивому пацану или девчонке всегда хочется в первые дни сентября пролистать его содержание. Мысленно становлюсь моложе более чем на четверть века и вспоминаю это ни с чем не сравнимое ощущение от получения учебников в школе: новый дизайн, столь желанная циферка, стремящаяся к двузначности и указывающая на столь опрометчиво торопимую взрослость, новая информация и этот запах, ещё хранящий дух типографии. Форзац, фронтиспис, вклейки и вкладыши — изучаются сразу, прежде чем им суждено будет оказаться под обложкой, дабы сохраниться для новых поколений.
Сегодня издаваемый учебник рассматриваю не как школьник, а как журналист и как человек, который 20 лет проработал в системе высшего образования.
Внешне учебник весьма презентабелен: твёрдая обложка, сшивка вместо клея (что увеличивает срок службы), тома не дробятся на части (удобнее и одновременно дешевле), есть QR-коды на фильмы, книги, архивы, документы, единый дизайн-макет — таким образом, соблюдены веяния времени и учтены предпочтения молодёжи самостоятельно искать информацию в разнообразных источниках.
Содержание тоже имеет целый ряд положительных характеристик: удобная методика, выдержки из документов с разными оценками событий; рубрики «Россия» и «Мир» (декабрь 1991-го — Беловежские соглашения, февраль 1992-го — договор об образовании ЕС), «любопытные факты», «портреты на фоне эпохи» создают правильное восприятие единого всемирно-исторического процесса, не вырывая из его канвы национальную историю России.
Авторы уходят от однобоких и примитивных суждений. Исторический портрет Иосифа Сталина не рассматривается только через призму репрессий, а Никита Хрущёв — это уже не только гротескная ирония над «кукурузой»; время Леонида Брежнева, в которое мне посчастливилось родиться, — не только пресловутый «застой», но и экономическая вершина «золотой пятилетки»). Меньше статистики, больше человеческих судеб и заданий на размышления, что, несомненно, является плюсом издания, ибо история — это наука о людях во времени, аналитика и суждения, а не голые факты и хронология.
Великая Российская революция и катастрофа Гражданской войны, эпоха СССР — далее находим мы в разделах. Что обрели и что потеряли советские граждане в «перестройку» — задаёмся мы вместе с авторами вопросом, предлагающим столь нужную для кругозора дискуссию в ученической среде. А вот и современность, где история врастает в сферу политического знания: экспансия НАТО и кризис 1990-х... Россия в XXI веке, возрождение страны, наши достижения: Олимпиада-2014 и чемпионат мира-2018, «Крым — наш!», ковид и «Спутник-V».
Последняя глава рассказывает о СВО. Сейчас в ней 27 страниц и 17 параграфов-подразделов. Один из них назван «Украина — ультранационалистическое государство». «У учёных, историков понятие «нацизм» в большей степени ассоциируется с Третьим рейхом. СМИ часто используют словосочетание «украинский нацизм»... Поэтому мы решили уточнить и записали: «Украина — это ультранационалистическое государство», — пояснил председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский.
Он уточнил, что при использовании этого термина речь идёт в том числе и о языковом, культурном и властном «доминировании агрессивного националистического меньшинства над большинством». Как он отметил, до 2014 года на украинских улицах большинство жителей говорило на русском языке, который позже начали запрещать. Пролистывая раздел, хочется без обиняков сказать, что он — нужный, своевременный и злободневный. Молодёжь должна понимать, за что борется Россия на своих ближних подступах.
Также Владимир Мединский поблагодарил всех, кто принимал участие в создании учебника.
Сегодня авторский коллектив работает над продолжением линейки по истории для 5—9-х классов и ждёт обратной связи от учителей, детей, родителей и экспертов.
Роман БЛИЗНЯКОВ
(по материалам РВИО).