В продолжение серии нашего «географического» цикла интервью по странам Латинской Америки мы решили заглянуть в Перу. Чем отличаются жители сельвы от жителей гор, как русский приход стал антиохийским и каков главный вызов времени для верующего рассказывает иеромонах Иннокентий (Карпов), настоятель прихода святой Матроны Московской города Лимы, столицы республики Перу, клирик Аргентинской и Южноамериканской епархии Московского Патриархата.
– Отец Иннокентий, как Вы пришли к вере?
– К вере я пришел осознанно. Вырос в семье священника, но мой отец никогда не настаивал на том, кем мне быть. Конечно, атмосфера в семье благотворно повлияла на мое становление, но все же я для себя сам принял решение служить Богу, Церкви и людям.
– Но все-таки пример отца повлиял на Ваше решение?
– Понимаете, я убежден в том, что каждый человек должен быть на том месте, на которое его ставит Господь, поэтому я не приемлю градацию «где лучше, где хуже, какой человек лучше, какой хуже».
– А как Вы оказались в Перу?
– В Перу я оказался по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
– Первое впечатление. Может, был культурный шок?
– Да, конечно, первое время для меня все было новым, особенно местный менталитет, он совершенно противоположен нашему, русскому.
– Вам нравится здесь жить? Не бывает желания попроситься на Родину?
– Относительно того, нравится ли мне жить в Перу, отвечу честно: да, мне нравится. Желания оставить Перу и уехать в Россию нет, так как я исполняю послушание здесь. Но, конечно же, Родина всегда в моем сердце.
– Расскажите о жизни в Перу: люди, атмосфера, плюсы и минусы. Дайте расширенную картину глазами русского человека.
– Жизнь в стране очень разнообразна, так как имеет место смешение культур, например, испанской и индейской. Также четко проглядывает разница в местных жителях. Жители сельвы (джунглей) и жители гор очень отличаются друг от друга.
Обязательно надо добавить, что Перу – это страна этническая, в отличие от Аргентины или Чили. В историческом плане Лима очень древний город, цивилизация существовала здесь задолго до прихода испанцев. Перу – страна религиозных, экономических, социальных контрастов.
– Сколько лет насчитывает история православия в Перу?
– История православия в стране насчитывает несколько десятилетий. В 1950-х годах сформировалась первая русская православная община, был построен православный храм. Но со временем произошло изменение национального состава. В данный момент храм находится в юрисдикции Антиохийского Патриархата.
– Теперь к приходу. Сначала – об истории его основания. Как родилась идея построить здесь храм и кто были инициаторы этого доброго дела?
– Наш приход пока не имеет своего храма в связи высокими ценами на землю и постройку. В данный момент наша община арендует помещение у Римско-католической церкви. Приход был основан в 2010 году трудами прихожан, которые проживают в Перу достаточно большое количество лет. В 2011 году община была принята в Русскую Православную Церковь Московского Патриархата.
– На сегодня община большая? Состоит из русских или же есть представители других национальностей?
– Наша община включает в себя как русскоязычных, так и испаноговорящих прихожан. По численности сложно сказать детально: кто-то уезжает из Перу, кто-то приезжает. Основной костяк составляют примерно 20 человек. Но, повторюсь, число приходящих на богослужение постоянно варьируется в силу житейских обстоятельств.
– Вспомните самый яркий случай обращения кого-то из местных в православие.
– Был один запоминающийся случай. В нашем хоре поют, помимо русскоговорящих, и перуанцы, которые не знают русского языка. Наш регент обучает их пению, они учат слова богослужения в латинской транскрипции. Все певчие перуанцы являются студентами консерватории. Некоторые готовятся перейти в православие. Так вот один из наших певчих, перуанец, католик, был отправлен в Россию, в Санкт–Петербург, по учебной части. Там он принял православие. Он зашел в храм, где священник владеет английским языком, долго с ним беседовал. По его словам, он перешел в православие совершенно внезапно, но осознано.
– Поделитесь особенностями приходской жизни. На каком языке совершаете богослужение?
– Богослужения совершаем, конечно же, преимущественно на церковнославянском и периодически на испанском языках.
– Насколько вовлечены в жизнь общины сами прихожане?
– Сознательные прихожане, конечно же, есть, и они по возможности очень помогают приходу. Приходской совет и приходское собрание действует согласно уставу РПЦ МП.
– А что касается образовательных, благотворительных, социальных проектов – получается что-то делать?
– Я как настоятель прихода являюсь членом Координационного совета организаций российских соотечественников, и наш приход совместно с советом проводит детские выставки, благотворительные концерты и другие мероприятия. Также тесно работаем с Русским домом. По силам опекаем детский онкологический приют.
– Получается (и нужно ли) взаимодействовать с представителями инославных конфессий и других религий?
– Взаимодействие с Римско-католической церковью рабочее. Все же не стоит забывать, что мы находимся на их канонической территории. В Перу более 95% населения католики. С иными конфессиями контактов не имеем.
– С какими серьезными духовными вопросами от прихожан Вы как пастырь сталкиваетесь в своем служении?
– Прихожане иногда задают весьма сложные вопросы, на которые сразу трудно дать ответ. В таком случае я руководствуюсь Священным Писанием и Священным Преданием. И, конечно же, обращаюсь к своему духовнику, он живет и служит в России, мы постоянно на связи. И, однозначно, каждый священник должен понимать, что есть правящий архиерей, без благословения которого в епархии в духовных, богословских, административных вопросах ничего не делается.
– Что считаете вызовом времени для православного человека? Возможно, конкретно в Перу.
– Вызов времени для современного православного человека…По моему субъективному, подчеркиваю, мнению, в наше время главное – жить так, как учит Церковь. Это касается и богослужебной, и духовной жизни. К сожалению, в последние годы мы наблюдаем чрезмерное «обновление» в Церкви, а надо хранить и ценить то, что Церковь пронесла сквозь века и омыла кровью мучеников.
– В завершение задам наш традиционный вопрос: какие слова из Священного Писания особенно воодушевляют и поддерживают Вас в трудные минуты жизни?
– Меня поддерживают слова из Ветхого Завета, из книги пророка Исаии: «Ибо Я Господь, Бог Твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: не бойся, Я помогаю тебе» (Ис. 41: 13).
Беседовал Владимир Басенков