Найти тему

Индекс здоровья бизнеса: где растут обороты и кто больше всех набирает персонал

Точка, маркетинговая платформа Calltouch и hh.ru проанализировали состояние российского бизнеса по итогам II квартала 2023 года. Оказалось, что в большинстве отраслей происходит рост: бизнес приумножает клиентскую базу, наращивает обороты и набирает всё больше сотрудников.

Подробности — в новом исследовании Индекса здоровья российского бизнеса.

Что такое Индекс здоровья российского бизнеса

Сайт проектаЭто уникальный исследовательский проект Calltouch, банка Точка и hh.ru о самочувствии малого и среднего бизнеса (МСБ) за 2019−2023 годы. Именно этот сегмент страдает больше всего в эпоху экономической турбулентности.Индекс вывели на основе формулы из 9 ключевых индикаторов бизнеса, включающих их рекрутинговую, маркетинговую активности и финансовую составляющую. Индекс обновляется ежеквартально. Все данные представлены на одной онлайн-площадке в графиках: общий по здоровью МСБ в целом, срезы по размерам бизнеса и 20 отраслям.

Бизнес стал здоровее, чем год назад

В II квартале 2023 Индекс здоровья составил 69 баллов, это самый высокий показатель с 2019 года. Во II квартале 2022 года значение Индекса было меньше на 7 пунктов — 62 балла.

Это значит, что у многих предпринимателей получилось преодолеть или минимизировать последствия проблем 2022 года: найти новые способы поставок или рынки сбыта, восстановить потребительский спрос, выбрать новые каналы продвижения. Положительная динамика наблюдается и по сравнению с предыдущим кварталом: с апреля по июнь Индекс подрос на 5 баллов.

Как дела в разных сегментах

II квартал 2022
II квартал 2023
Микробизнес 67 баллов 69 баллов Малый бизнес
70 баллов 76 баллов Средний бизнес
55 баллов 52 балла

В каких сферах Индекс растёт

Индекс растёт в большинстве исследуемых отраслей — в 11-ти направлениях бизнеса из 20-ти.

Наибольший прирост показала автомобильная отрасль (+22 балла) в связи с появлением на рынке большого количества новых брендов и развития рынка авто с пробегом. Также благодаря развитию внутреннего туризма в рейтинг самых динамично развивающихся сфер вошла туристическая отрасль (+7 баллов). А за счёт преодоления зависимости от западных поставщиков и созданию новых логистических каналов рост показал и транспорт (+10 баллов).

В каких сферах Индекс падает

Заметное падение у компаний, работающих в сфере фитнеса и здоровья (-24 балла), а также в медицине (-12 баллов). В топ-3 просевших отраслей вошёл и мебельный бизнес (-16 баллов). Эта сфера всё ещё не может оправиться от санкционных потерь: разрывов цепочек поставок, прекращения иностранных партнёрств и резкого подорожания материалов.

Обороты растут, особенно в онлайн-торговле и рекламе

Обороты отечественного бизнеса во всех 20 анализируемых отраслях показывают положительную динамику при сравнении данных II квартала 2023 года относительно аналогичного периода прошлого года. Наибольший прирост наблюдается в следующих сферах:

  • «Интернет-магазины» (+63%) за счёт постоянно растущего интереса к онлайн-покупкам.
  • «Реклама, СМИ, продвижение, полиграфия» (+45%) за счёт стремительно возросшего спроса на услуги после запрета привычных площадок для продвижения.
  • «Кино, звукозапись, телевидение, радио, издательство» (+42%) за счёт общей популяризации цифровых сервисов.

Евгения Евлютина

Сооснователь Точки, лидер направления «Электронный бизнес»

«Мы в Точке не первый год наблюдаем рост популярности онлайн-торговли среди предпринимателей. Как правило, под интернет-продажами мы понимает работу на маркетплейсах. Бизнесмены выбирают продажи на маркетплейсах сразу по нескольким причинам: прямой доступ к аудитории онлайн-площадки, непрерывный трафик покупателей, экономия на создании отдельного сайта с товарами и его продвижении.

Сейчас всё больше селлеров предпочитают не ограничиваться только одним маркетплейсом. Почти 30% от общего числа онлайн-продавцов присутствуют на двух и более площадках одновременно, что помогает увеличить обороты бизнеса»

Маркетинг: половина отраслей смогла выйти в плюс по числу клиентов

Во II квартале 2023 года бизнес смог не просто восстановить, но и увеличить поток клиентов. Самые высокие темпы прироста у рекламных и маркетинговых агентств (+37%), в сфере связи и телекоммуникаций (+22%) и у компаний, занимающихся охранной деятельностью (+18%).

Быстрее всего восстанавливается средний бизнес (+22% клиентов), чуть медленнее — малый (+14%) и микробизнес (+9% клиентов).

Самой медленно восстанавливающейся отраслью по объёму клиентского трафика стали финансы, где количество уникальных заявок на оказание профильных услуг сократилось на треть за прошедший год.

-2

Артур Саркисян

Коммерческий директор Calltouch

«По результатам второго квартала 2023 года мы видим, что малый бизнес восстанавливается достаточно быстро. Индекс вырос на 6 баллов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и сейчас составляет 76 баллов. Это связано с тем, что небольшие компании показали себя более гибкими к изменениям на рынке.

Количество потенциальных клиентов (лидов) малого бизнеса выросло на 14% — это говорит о том, что многие компании успешно перестроили свои маркетинговые стратегии после отключения части каналов и нашли эффективные инструменты для привлечения клиентов. Видим, что ситуация подтолкнула малый бизнес к более внимательному изучению и сегментации своей аудитории, а также точечной адаптации своих предложений для клиентов»

Спрос бизнеса на персонал продолжает расти

Число открытых вакансий в микробизнесе выросло на 54%, в малом — на 66%, в среднем — на 44%.

По итогам II квартала 2023 года наибольший рост спроса на персонал наблюдается у микрокомпаний в таких отраслях, как общественная деятельность (+103%), автомобильный бизнес (+81%) и машиностроение (+72%).).

В малом бизнесе также кратный рост спроса на сотрудников зафиксирован у подрядчиков в машиностроении ( 11-кратный рост), металлообработке (в 4,8 раз) и автомобильном бизнесе (более чем 4-кратный рост). Средний бизнес наиболее активно искал работников в этих отраслях: общественная деятельность и туризм (в обоих рост вакансий в 2,5 раза), тяжёлое машиностроение (в 2 раза).

Рост медианной зарплаты по итогам II квартала 2023 года такой:

  • в микробизнесе — на 11% с 53 400 до 59 400 рублей;
  • в малом бизнесе — на 18% с 52 100 до 61 400 рублей;
  • в среднем бизнесе — на 9% с 55 100 до 60 200 рублей.
-3

Мария Игнатова

Руководитель службы исследований hh.ru

«Данные hh.ru показывают, что наиболее высокий рост спроса на сотрудников характерен для МСБ, чья деятельность связана с реальным сектором экономики. Именно подрядчики в отраслях «машиностроение» и «металлообработка», небольшие компании в автобизнесе сегодня выступают драйвером развития малого и среднего бизнеса. Вместе с этим, наибольшую численную потребность в кадрах сегодня, как и во всей экономике, испытывают компании строительного сектора, розничной торговли и IT»

Коротко

  1. В II квартале 2023 Индекс здоровья составил 69 баллов, это самый высокий показатель с 2019 года. Это значит, что у многих предпринимателей получилось преодолеть или минимизировать последствия проблем 2022 года: найти новые способы поставок или рынки сбыта, восстановить потребительский спрос, выбрать новые каналы продвижения.
  2. У компаний малого бизнеса самые высокие темпы восстановления, а средний бизнес, наоборот, чувствует себя хуже, чем раньше.
  3. Наибольший прирост оборотов наблюдается в сферах: «Интернет-магазины», «Реклама, СМИ, продвижение, полиграфия», а также «Кино, звукозапись, телевидение, радио, издательство».
  4. Самые высокие темпы прироста клиентов у рекламных и маркетинговых агентств, в сфере связи и телекоммуникаций и у компаний, занимающихся охранной деятельностью.
  5. Число открытых вакансий выросло: в микробизнесе — на 54%, в малом — на 66%, а в среднем — на 44%. Зарплаты тоже увеличились — от 9% до 18% в зависимости от сегмента бизнеса.