Найти тему
Свободная Пресса

Киев решил помочь Европе угробить её промышленность окончательно. На кого рассчитан шантаж с транзитом через Украину.

Киев не будет вести переговоры с Россией по поводу продления контракта на транзит газа в Европу. Об этом заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.

  • «Мы точно не будем стороной переговоров с россиянами… Я думаю, что следующий год будет показателен с точки зрения возможности Европы функционировать вообще без российского газа», — цитирует чиновника ТГ-канал «Политика страны».

Надо признать, что Галущенко демонстрирует принципиальную последовательность. В начале августа в интервью Financial Times он уже дал понять, что шансы Киева и Москвы договориться о продлении пятилетнего транзитного контракта, действие которого истекает в конце 2024 года, минимальны, даже если европейские политики выступят посредником в переговорах.

Ранее о необходимости подготовиться к прекращению транзита заявил и бывший глава компании «Оператор ГТС Украины» (ОГТСУ) Сергей Макогон. Он предположил, что «транзит газа будет прекращен после 2024 года или даже раньше из-за введения Европой санкций».

Иного мнения — пусть и «черед не хочу» — придерживается глава «Нафтогаза» Алексей Чернышов. В майском интервью Washington Post он посетовал: ему, как гражданину Украины, претит тот факт, что его страна все еще ведет дела с Россией.

  • При этом признал, что незалежная не может и не должна перекрывать трубопроводы, поскольку нуждается в доходе от транзита и хочет быть надежным экономическим партнером для европейских стран, ведь некоторые из них все еще зависят от российских углеводородов. Решение о прекращении поставок, по его мнению, должны принимать сами получатели энергоносителей.
  • Транзитная ветка через Украину — одна из последних артерий, по которым российский газ поступает в страны Западной и Центральной Европы. До конфликта на Россию приходилось до 45% импортируемого Европой голубого топлива, но к марту 2023-го доля снизилась более чем втрое.
  • По условиям заключенного между «Нафтогазом» и «Газпромом» в 2019 году контракта, за пять лет его действия российская компания должна прокачать через Украину 225 млрд кубов. В том числе 65 млрд в 2020-м и по 40 млрд каждый следующий год.

Но в мае 2022-го Киев вдруг заявил о невозможности прокачки через газоизмерительную станцию (ГИС) «Сохрановка», так как она находится на территории ЛНР. С тех пор голубое топливо идет в Европу только по одной ветке украинской ГТС, через станцию «Суджа» (расположена между Сумской и Курской областями). А подача газа осуществляется в объеме, подтвержденном украинской стороной. На 16 августа, например, он составил 42,4 млн кубометров в сутки, тремя днями ранее — 41,2 млн кубов.

  • Вообще, заявление Галущенко выглядит довольно странно, несмотря на то, что Европа на фоне антироссийских санкций и своей «зеленой повестки» заметно сократила импорт дешевых российских энергоносителей. Потому что совсем недавно Киев как раз требовал перекрыть «все контролируемые Россией трубопроводные маршруты», по которым газ поступает на европейский рынок, и оставить только транзит через Украину.
  • То есть нет все-таки единства в «королевстве Зеленского». Опять же: что скажет Европа? Она на публику, конечно, воротит нос от русского газа, вводит какие-то потолки цен, «озеленяет» свою энергетику, но в реальности голубое топливо ей пока жизненно необходимо. Будет ли, в таком случае, «эксперимент» Галущенко реализован, и какими могут быть последствия всего этого?

Прокомментировать ситуацию «СП» попросила ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислава Митраховича:

  • — Какое-то время назад я был в эфире на одном арабском канале с господином Устенко. Это украинский экономист и советник Зеленского по экономике, который ранее говорил, что Европе нужно прекратить покупать российский газ.
  • И, естественно, я не преминул его спросить: если российский газ идет в Европу, в том числе по Украине, означает ли это прекращение транзита? Ответа не было. Так что противоречий у них там много.
  • Но сейчас никто не знает, что будет через полтора года, к тому времени, когда транзитный контракт истечет. И будет ли Европа готова восстанавливать закупки российского газа. Если да, то, наверное, можно говорить и о возобновлении поставок через Украину. Но не исключено, что к тому времени уже не будет никаких поставок.
  • Например, сейчас поставки трубопроводного газа из России в Европу примерно на уровне 15% от того, что было в 2021 году. Это уже небольшие объемы.
  • Несколько стран по-прежнему закупают российский газ, но и они собираются отказываться. Глава итальянской энергетической компании Eni Клаудио Дескальци заявил, что его страна в течение двух лет прекратит закупать газ у России.
  • Поэтому, может быть, и не будет спроса на российский газ к тому времени. Все зависит от развития ситуации.

«СП»: Но это же нерационально?

  • — Конечно. Для Европы было бы рационально сохранить поставки газа из России и вернуться к ним в большем объеме, чем сейчас. Потому что это вопрос конкурентоспособности европейской промышленности. Особенно ее энергоемких отраслей, таких как химия, металлургия, машиностроение.
  • Если относиться к этим отраслям как к нужным, то, без сомнения, Европе необходимо возобновлять закупку российского газа. А если считать их устаревшими, ненужными (а такая точка зрения есть среди западных политиков), то тогда, наверное, можно прекращать.

«СП»: Германия прекратила, и теперь этот «локомотив Европы» тянет на дно весь Евросоюз…

  • — Я это называю потерей значительной части своей конкурентоспособности в экономике. Потому что традиционно Германия была очень сильна химией, металлургией и машиностроением.
  • Есть, к слову, прогнозы, что уже в скором времени ЕС прекратит быть нетто-экспортером автомобилей и станет их нетто-импортером. Фактически речь о том, что Европа проиграет автомобильную гонку Китаю, у которого лучше все организовано.
  • Хочется спросить: насколько такая экономическая война с Россией отвечает долгосрочным интересам европейцев? Но это вопрос к политикам и к их избирателям.
  • Возможно, через год-два будут уже другие политики. Но если останется текущий курс, то придется зафиксировать, что Европа идет последовательно к потере существенной части конкурентоспособности своей экономики.

«СП»: Почему мы до сих пор не отказались от поставок газа на Украину и через Украину? Ведь, получается, спонсируем врага… Кстати, сколько мы сейчас им платим за транзит?

  • — Есть параметр, зафиксированный в контракте, часть которого была опубликована. И там как раз указывается, сколько Россия платит за транзит. В общей сложности, если не ошибаюсь, это 7 миллиардов долларов за все время пятилетнего транзита.
  • Дальше могут идти разночтения: если Россия поставляет меньше, чем в контракте, должна ли она платить меньше. Но это спорные сюжеты. Как сейчас идет оплата, публично не сообщается.
  • Почему в принципе транзит продолжается? Наверное, российское руководство исходит из тезиса, что лучше продавать газ и зарабатывать деньги, которые можно тратить в том числе на военные расходы.

«СП»: Если транзит прекратится, что это будет означать для Европы?

  • — Год назад или два это был бы удар. А сейчас остались небольшие объемы. Около 15% того, что поставляли раньше. Причем они делятся примерно пополам между маршрутом через Украину и через Турцию. К тому же мы поставляем СПГ, и объемы эти растут. Поэтому тоже странно: если бы мы хотели удар по Европе нанести, надо было СПГ не поставлять.
  • Кстати, по Украине могли бы нанести удар. Потому что украинская газораспределительная система технически напрямую связана с газотранспортной. И если не поставлять газ по трубе через Украину, то зимой гораздо сложней наладить снабжение на подконтрольных Киеву территориях.
  • Но пока что эта опция не была использована. Что ждет в будущем, трудно сказать. Но, думаю, если в предыдущие годы мы не использовали этот инструмент, то, скорей всего, и в перспективе задействовать его не станем.

Материал подготовлен редакцией "Свободная Пресса"

Подпишитесь на наш канал, чтобы следить за актуальными новостями и мнением аналитиков

СВО
1,21 млн интересуются