Сергей Александрович, в выпуске новостей прозвучала еще одна задача, которую предстоит решить выпускникам наших ведущих ВУЗов. РБК пишет, что могут быть серьезные проблемы у наших авиаперевозчиков, которые летают за рубеж. Якобы с сентября Россию отключают от так называемого авиационного SWIFT, которым управляет швейцарская компания SITA. Российские перевозчики якобы больше не смогут через эту сеть передавать данные о рейсах, пассажирах, багаже в другие международные аэропорты. То есть, по сути, закроют доступ - кто куда летит из наших авиакомпаний, кого везет, если примет зарубежный аэропорт или нет. В Минтрансе, правда, заявили, что предстоит организовать альтернативные каналы связи. Организовали или нет - пока не сообщается. Что характерно: нейтральная Швейцария официально поддержала 11-й пакет антироссийских санкций. Теперь вредит в небе – но пусть это будет на их совести. По поводу альтернативы авиационному SWIFT: обкатка банковской альтернативы SWIFT шла у нас не один месяц, и результаты пока скромные. Удастся ли за месяц что-то свое придумать? Либо будем, что называется, вслепую летать?
Сергей Михеев: Это еще более сложный вопрос, чем просто по SWIFT, потому что надо быть специалистом - хорошо знающим, о чем идет речь. Потому что я не очень понимаю точно, детально, что конкретно, какие данные, насколько это важно для полетов. Поэтому тут надо задавать вопросы специалистам.
Что касается нейтралитета Швейцарии: действительно, вся нынешняя политическая ситуация показывает, что все так называемые принципы полностью обнуляются. Все разговоры про нейтралитет, демократию, права человека, международное право - от этого ничего не остается. Это плохо, с одной стороны; с другой стороны, может быть и хорошо, потому что миру требуется некое новое устройство. А политическая матрица, которая создавалась последние несколько десятков лет, не справляется с поставленными задачами. Она не адекватна нашим интересам. Это совершенно так. Лучше знать точно, кто враг, кто друг, и поменьше надеяться на туманные иллюзии. Что касается создания альтернативной системы, за месяц вряд ли можно будет что-то создать действительно эффективное, но опять-таки специалисты должны этим заниматься.
Мы в ситуации жесткого давления находимся уже много лет, поэтому надо было бы давно специально обученным людям просчитать возможные ходы наших противников на всех направлениях и сформулировать возможные наши ответы. А у нас по-прежнему получается так: отталкиваемся от сообщений в американских или европейских новостях. Вот пришла весточка из Швейцарии: «Такая-то компания собирается нас отключить». И все начинают думать: «Что мы сделаем? Как? За сколько? Возможно ли, невозможно?» А в реальности, если по уму, некий государственный комитет обороны, как это было когда-то, или еще кто-то, должны были этим вопросом заниматься уже не первый год. И составить список: какой вред теоретически может нанести нам противник? Пусть там будет 1000 пунктов, пусть будет 3000 пунктов - не имеет значения! Сесть и работать над каждым из них. Здесь мы можем что-то сделать? Можем. Что? Начинаем делать, разрабатывать для того, чтобы нас не застали врасплох.
Это как с фортификацией. Оборонительные сооружения зачем строят? Затем, чтобы противник не застал врасплох. Армию зачем держат? Для того, чтобы противник не застал врасплох. А здесь получается так: действуем, как будто бы вокруг все «белые и пушистые», этот мир наполнен «розово-голубыми облаками», ничего страшного произойти не может с нами. «Мы поэтому будем жить. А когда что-то случится, тогда будем соображать». Это такой подход, который для государства, тем более такого большого, как Россия, не годится.