Запутанная история знаменитого вестерна "Золото Маккенны" - кассовый провал в Америке, настоящий триумф в СССР, Клинт Иствуд на горизонте и никому ещё не известный Джордж Лукас за кадром.
Советские кинозрители, несмотря на реалии эпохи холодной войны, испытывали настоящую слабость к типично голливудскому жанру вестерн. То есть к историям о приключениях на Диком Западе с участием ковбоев, индейцев, шерифов, бандитов и, разумеется, лошадей, на которых все вышеозначенные и разъезжали. Не случайно отчасти копирующий, отчасти пародирующий американские вестерны фильм Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов" пользовался такой популярностью - 50 миллионов зрителей в кинотеатрах.
Но главным вестерном для отечественной публики был "оригинальный", голливудский фильм Джея Ли Томпсона "Золото Маккенны" (1968). Картина добралась до советских киноэкранов лишь в 1974 году - и стала не только сенсацией проката, но и настоящим культурным событием.
Клинт Иствуд явно что-то знал
Прежде чем поведать о феноменальной популярности этого фильма в нашей стране, отметим примечательное обстоятельство - с "Золотом Маккенны" соприкоснулись судьбы нескольких легенд Голливуда. Причём это касается не только исполнившего в картине главную роль Грегори Пека, умевшего играть не только романтичного репортёра из "Римских каникул", но и сурового шерифа Маккенну, волей обстоятельств вынужденного разыскивать легендарный каньон, едва ли не до краёв набитый золотом. И не только египтянина Омара Шарифа (в этом фильме - бандит Колорадо), одного из редких примеров артистов с явно не американской и не европейской внешностью, сумевшего добиться успеха в Америке - благодаря ролям в "Лоуренсе Аравийском" и "Докторе Живаго".
Первоначально главная роль была предложена стремительно взлетевшей на голливудский небосклон звезде - Клинту Иствуду. Только что благодаря так называемой долларовой трилогии Серджио Леоне жанр вестерна снова стал востребованным у аудитории - и пригласить исполнителя ведущей роли этих уже легендарных лент было здравым решением. Не менее обдуманным оказалось и решение Иствуда отказаться от роли шерифа Маккенны в пользу другого проекта - "Вздёрни их повыше", который при бюджете в 1,8 миллиона долларов заработал 11 миллионов, а гонорар актёра составил 400 тысяч долларов. У "Золота Маккенны", как мы увидим далее, коммерческие показатели были куда скромнее.
Но вряд ли о деньгах в конце 1960-х думал молодой студент кинематографического факультета Университета Южной Калифорнии по имени Джордж Лукас. Тот самый, который 10 лет спустя выпустит на экраны первую (хотя и с порядковым номером IV) часть космической приключенческой саги "Звёздные войны". Лукас не просто присутствовал на съёмках "Золота Маккенны" - документальная лента о создании вестерна стала дипломной работой Джорджа. Не разочаровал будущего знаменитого режиссёра и конечный результат: Лукас признавался в большом влиянии на него этого фильма, некоторые элементы которого он позднее скопировал в проектах об Индиане Джонсе.
Что они понимают в вестернах, эти американцы
Но вот кто был, без сомнения, разочарован картиной о поисках несметного богатства на просторах штата Аризона, так это продюсеры "Золота Маккенны". Фильм обошёлся им в 7 миллионов долларов - весьма солидная сумма по тем временам, - а в национальном прокате собрал лишь 3 миллиона. Классический пример кассового провала. Присылал ли авторам проекта письмо с примерным содержанием: "Я же вам говорил" Клинт Иствуд, чей вышедший параллельно фильм оказался куда более успешным, история умалчивает.
"Золото Маккенны" получило на удивление негативные оценки современников. Фильм буквально растерзали критики, да и среди создателей нашлись недовольные. Так, Грегори Пек не скрывал своего разочарования и назвал собственный фильм одним из худших вестернов в истории.
Хорошо, что всего этого не слышали и не читали советские зрители в 1974 году - они бы весьма удивились. Потому что попавшая в отечественный прокат картина произвела фурор, на её сеансы было куплено 63 миллиона билетов. Подсчитано, что если перевести собранные в СССР деньги по тогдашнему курсу в доллары, то фильм получил бы дополнительные 22 миллиона условных единиц. Но система проката, тем более зарубежных кинолент, в те годы была совсем иной, так что советские рубли остались на родине.