17.08.2023 • Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО
С 11 августа корабли государств-участников Quad принимают участие в военно-морских учениях Malabar, проходящих в районе восточного побережья Австралии. Учения продлятся до 21 августа с привлечением порядка 2 тыс. человек. Задействованы американские, австралийские и японские эсминцы с управляемым ракетным вооружением, индийский фрегат, а также австралийские истребители-бомбардировщики F-35A и базовый патрульный самолет P-8A Poseidon. В программу учений входят стрельбы, координация связи, отработка задач противовоздушной обороны, борьбы с подводными лодками, логистики.
История учений Malabar начинается с 1992 года и изначально в них участвовали только США и Индия. В расширенном формате (США, Индия, Япония, Австралия, а также Сингапур) они впервые прошли в 2007 г., что совпало с первой попыткой запуска диалога Quad. Однако, тогда попытка превратить Malabar в военно-морскую «пристройку» к формату «Quad» не получила дальнейшего развития из-за эффективной дипломатии Китая. Пекин сумел внятно донести свои опасения по поводу идеи «азиатского НАТО» до Индии и Австралии, что привело и к длительной приостановке деятельности, и Quad в целом. Однако, в «эпоху Абэ» активность Quad была возобновлена, и с 2020 года учения Malabar стали проводиться в четырёхстороннем формате уже на регулярной основе, оставаясь, впрочем, сфокусированными на акватории Индийского океана, что в большей степени соответствовало интересам Нью-Дели. То обстоятельство, что нынешние учения опять оказались в фокусе внимания мировых СМИ, связано не столько с их масштабом, сколько с местом проведения, которое переместилось в воды, примыкающие к австралийскому побережью, обращённому в сторону Тихого океана. Выбор места учений их организаторы обосновали соображениями экономии на логистике, поскольку ранее (22 июля - 4 августа) на австралийской территории состоялись военные учения Talisman Sabre с участием военнослужащих США, Австралии, Японии, Южной Кореи, Канады, ФРГ, Франции, Индонезии, Новой Зеландии, Фиджи, Тонга, Папуа-Новой Гвинеи (всего порядка 34 тысяч военнослужащих). Представители Филиппин, Сингапура и Таиланда присутствовали в качестве наблюдателей[1].
Talisman Sabre проводятся дважды в год, начиная с 2005 года, изначально это были американо-австралийские учения. И в этот раз, несмотря на весьма широкий заявленный состав участников, их ключевыми акторами явились США и Австралия, что следовало, в частности, из высказывания австралийского министра обороны Ричарда Марлза, заявившего перед началом учений следующее: «Это будут наиболее значительные австралийско-американские учения в сфере логистики, проходящие на территории Австралии, со времен Второй мировой войны»[2].
Учения Malabar, как и Talisman Sabre, происходят на фоне нарастания напряженности между Китаем и США, что было продемонстрировано ещё на стадии подготовки к военно-морским манёврам. Японские и индийские корабли на пути в Сиднейскую бухту совершили демонстративные остановки на Соломоновых островах и в Папуа-Новой Гвинее, что является четким индикатором растущей стратегической значимости островных государств южной части Тихого океана на фоне усиливающейся конкуренции между крупными державами[3].
Попытки островных государств, которые ранее ориентировались на связи с Австралией, Новой Зеландией, европейскими державами, что во многом обусловлено их колониальным прошлым, диверсифицировать свои отношения в экономической сфере и в области безопасности с помощью Китая, сильно напугали не только Канберру и Веллингтон. А также и Вашингтон, имеющий крупнейшие военно-морские базы и системы ПРО в Южной части Тихого океана (Гуам и Гавайи)[4]. Действуя в духе традиций неоколониализма, США и их союзники поставили эти небольшие страны, сталкивающиеся с серьёзными проблемами в социально-экономической сфере, сильно страдающие от изменения климата (подъём уровня мирового океана, интенсификация стихийных бедствий), перед дилеммой «выбора правильной стороны».
Так, подписание в апреле 2022 года Соглашения о сотрудничестве Китая с Соломоновыми островами сильно «взбодрило» Вашингтон и его региональных союзников. Полный текст документа обнародован не был, были представлены общие положения об обмене информацией между правоохранительными ведомствами, борьбе с киберугрозами, упрощении таможенных процедур и содействии технологическому прогрессу. Но в Вашингтоне увидели риски, связанные с возникновением предпосылок к военному или военно-морскому присутствию на Соломоновых островах. Соломоновы острова, как, впрочем, и другие государства Океании, несмотря на свою относительную незаметность на географических картах, имеют важное стратегическое значение с точки зрения контроля над ключевыми морскими коммуникациями. В 2019 году эта страна, расположенная в 2 тыс. км к северо-востоку от Австралии и в 3,4 тыс. км к северу от Новой Зеландии, разорвала дипломатические отношения с Тайванем и взяла курс на сближение с Китаем[5].
В Белом Доме обратили взор на Папуа-Новую Гвинею, решив навязать ей Соглашение о военном сотрудничестве. Папуа-Новая Гвинея, которая по численности населения превосходит Новую Зеландию и расположена к северу от Австралии, имеет важнейшее геополитическое значение с точки зрения безопасности последней. В годы Второй мировой войны за контроль над островом шли ожесточённые бои, от исхода которых зависела реализация планов высадки японцев в Австралии. Подписание пакта между США и Папуа-Новой Гвинеей состоялось 22 мая этого года, Джо Байден лично собирался прибыть на церемонию подписания. Первое в истории посещение американским лидером территории островного государства имело бы важное символическое значение. Но Джо Байден, который планировал также заехать и в Австралию, был вынужден остаться в США из-за напряжённой ситуации вокруг госдолга. В итоге соглашение подписал на полях форума тихоокеанских островов в Порт-Морсби госсекретарь США Энтони Блинкен, однако «неприятный осадок» у членов форума, ожидавших Джо Байдена, остался. Американцы пообещали помощь в подготовке военных Папуа-Новой Гвинеи, содействие в борьбе с нелегальным рыболовством. В обмен на это американцы получают доступ к местной инфраструктуре, их береговая охрана может патрулировать исключительную экономическую зону страны, договор подразумевает и использование возможностей спутникового наблюдения[6].
Во время участия Блинкена в форуме в Папуа – Новой Гвинее прошли демонстрации, главными участниками которых явились студенты. Население Папуа-Новой Гвинеи увидело в активности Вашингтона проявления подходов неоколониализма, там опасаются, что Вашингтон может втянуть страну в процесс милитаризации регионального ландшафта для противостояния с Китаем. И Talisman Sabre, и Malabar можно рассматривать в качестве доказательства обоснованности подобных опасений, хотя главные организаторы военных учений настаивают на обратном. Вице-адмирал Карл Томас, командующий Седьмым флотом США, подчеркнул во время пресс-конференции в Сиднее, что учения не направлены на какую-либо одну страну и направлены на повышение коллективных оперативных возможностей участвующих в них сил. «Сдерживание, которое обеспечивают наши четыре страны, когда мы действуем вместе как Quad, является основой для всех других стран, действующих в этом регионе», — заявил вице-адмирал[7].
Вместе с тем, антипекинский подтекст учений Malabar-2023 является очевидным. Досадно, что в реализацию этих планов у американцев получилось втянуть и Индию, которая, будучи одновременно ведущей державой «Глобального Юга» и участницей Quad, пыталась оказывать государствам Океании реальную помощь, например, в борьбе с негативными проявлениями изменения климата.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs