Фильм смотрю сейчас замечательный. «Дочки-матери». Классика — постановка Сергея Герасимова, блистательная Тамара Макарова играет одну из главных ролей. Главная героиня ищет свою мать, поиски приводят ее в московскую семью. В этой семье растут ещё две девочки, изнеженные и своенравные. Занимаются балетом, учатся в столичных ВУЗах. А Оля, главная героиня, учится в профтехучилище и подрабатывает, она росла в интернате, не боится любой работы.
Но речь в моей статье будет не о фильме. А о том, насколько предвзято у нас в обществе относятся к средней ступени образования — училищам, колледжам, техникумам. К сожалению, мне это довелось испытать на себе.
Конец девяностых, дефолт, в стране жесточайший кризис. В семье очень тяжёлая финансовая обстановка. Жили мы в провинциальном городе, где были госуниверситет и политех, но филиалы московских институтов росли, как грибы. Только-только появилось понятие «платное обучение». Это считалось стыдным — тупой совсем, на бюджет не прошёл, за деньги взяли. А в тот момент как раз был разгул образовательной системы. Поборы начинались ещё в школах, учителя поголовно занимались платным репетиторством прямо на рабочих местах, создавая специальные группы. К моменту моего поступления в 10 класс на уроках, положенных по расписанию, материал стали давать минимально, вся настоящая работа была после уроков, в платной группе. Не буду лукавить, скажу прямо — у моей мамы в тот момент денег на все это роскошество не было. Но к репетитору по английскому я ходила четко, язык знала, но в школе мне это не помогало особо, поскольку ребята, не посещающие платных занятий у учителя, подвергались остракизму. Помню, наш англичанин неплохо поднялся на этой теме. Ну дай Бог ему здоровья.
Словом, в какой-то момент мы поняли, что институт мне не светит. Из-за внутренних школьных финансовых конфликтов я здорово съехала, хоть всегда училась неплохо. Бюджет в нашем университете мне никак не светил, платное было неподъёмно. Решено было забрать документы из школы и поступать в музыкальное училище. Учиться четыре года, так или иначе, за это время что-то изменится. А потом можно поступать хоть в Питер, хоть в Москву, хоть в Воронеж, а в руках уже будет профессия. «Ей в армию не идти», — вздыхала бабушка. Я понимаю, что в училище меня отдали скрепя сердце. В нашей семье это было не принято. Школа, институт — это понятная и привычная схема. Школа, брошенная по пути и училище — это явный путь по наклонной плоскости, пугающий и непонятный. Ну, надеюсь, красный диплом в училище и поступление в Консерваторию меня хоть как-то оправдали в глазах моих родных.
Конечно, я иногда вспоминаю тот момент. Одноклассники меня не поняли, многие прервали общение. Некоторые родственники тоже были несколько шокированы, думая, что я поступила в ПТУ. Это они мою родную «учажечку» так обзывали. Учителя школьные тоже высокомерно интересовались моей предполагаемой судьбой, услышав, скептически поджимали губы.
Но за четыре года мы все сделали огромный рывок. Я поступила в Москву, в лучший российский музыкальный ВУЗ. И я, и моя семья проделали огромную работу. Я туда очень хотела, к моменту поступления у меня в руках уже была профессия, я подрабатывала по ней и очень ее любила, и люблю сейчас. Ну а мои одноклассники… Нет-нет, несколько человек с блеском поступили даже в МГУ! Но большинство с трудом запихнулись туда, куда смогли запихнуть их родители. И на что у них хватило денег. Многие не работают по тем специальностям, которые получили. Но ритуал «школа-институт» соблюдён свято. Тем более, когда окончили школу, они с трудом представляли, кем хотели стать, и их профессиональная жизнь сложилась неожиданно и ожидаемо, с другой стороны. Дорогущее платное образование они практически никак не используют.
Так что я все-таки хочу сказать. У меня растёт сын. И я не против ухода из школы после 9 класса в колледж. Я сама это прошла. Мы живем в Москве, здесь множество прекрасных учебных заведений. Если сыну что-то приглянется, мы с удовольствием поможем. Школа — это непростой трип, зачастую навешивающий лишние неврозы. В колледже ты сразу чувствуешь себя человеком, а не тем ярлыком, который на тебя навесили в школе. В колледже ты почти взрослый. И отношение к тебе взрослое. И ответственность совсем другая. Да и профессия будет в руках и в голове, с ВУЗом будет проще определиться. Я мечтаю, чтобы сын пережил головокружительный роман навсегда со своей будущей профессией. Тогда все сложится. Тем более «профориентационные» разговоры мы проводим регулярно.
«Ты что, хочешь отдать его в ПТУ?» — с ужасом спрашивает мама. Ну она просто забыла, как это иногда круто. При правильном выборе, естественно.