Найти тему
Владимир Шилов

Микрики и кембрики

Был такой значок
Был такой значок

Кто-то, может, будет смеяться, но лет до 25, я вообще таких слов не слышал, а если и слышал, то, возможно, считал это какими-либо экзотическими животными или персонажами из мультиков. Как Филопат и Патофил гэдээровские. 

Дело в том, что самое непонятное в науке, для меня, всегда было электричество, а уж про электронику или там радио я вообще молчу. На том же газопроводе, киповцы для меня были если не богами, жил я в комнате с одним таким "богом" помоечным, то фокусниками точно. Запищит чего-нибудь в щите управления, при давлении газа 160 атмосфер, желание под стол залезть, хоть и бесполезно. А девчушка худенькая и красивая, залезет туда, поколдует, перемычку поставит. Всё, сирена отменяется. Причина, правда, не всегда устранена. Ну, так тоже русская рулетка. 

Когда же я пришёл на работу замначальника котельной, то рядом со мной, в соседнем кабинете, работали слесари КИПиА, Витька и Юра. Время от времени, появлялся кто-то третий, но они долго не задерживались. Один спился, другой, в 90-е, банкиром стал, разорился и странно погиб. А эти двое работали всегда. Если не ошибаюсь, то Юра до сих пор, в новой уже котельной, работает. 

Кроме того, что ребята были и есть рабочая аристократия, синие воротнички, они ещё и сами отличались незаурядным умом. Юрке, правда, было сложнее - красавчик, слишком много сил на женщин уходило. А Виктор, наоборот, всегда отличался излишней скромностью. 

Кроме своей основной работы, а я всегда говорил и говорю, что если подчинëнный всë сделал и сидит, отдыхает, то он молодец, а начальник мог бы, вовремя работу подкинуть, мужики ремонтировали всякие бытовые приборы, телевизоры и даже наручные часы. 

Ну и, поскольку, реально были людьми увлечëнными, занимались рационализаторством. Было такое движение, не поверите. Воир называлось, Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов. А на произвдстве это курировало БРИЗ - бюро, по изобретательству и изобретениям. Руководила им строгая такая дама, мне ещё не свезло, что она жила в соседнем дворе на Восточной. Вот, пока я там жил, а это первые два года работы на фабрике, дама ловила меня в автобусе, по пути на работу и доставала - почему мой цех не выполняет план по рацухам? 

А занимались рацухами только два моих киповца, дело это было хлопотное, практически даром. Да ещё надо было так рассчитать, чтобы тебе же, после всех рацух, ставку не подрезали, очень это было частым явлением. Все же знают, что многие шахтëры Стаханова недолюбливали. План то им задрали, а ставки наоборот. Так и с любой другой рацухой. Предприятию то плюс, а карману минус. Но, ребятам самим было интересно. Одна беда - два человека на цех под сто человек, это маловато. Сами посудите, не сантехников же мне напрягать? Эти, кстати, тоже изобретатели были - дай Бог! Горбачёв, клоун лысый, пьянку запретил, на проходной опасно стало. Мои чо учудили? Выписываешь им пропуск на вывоз за территорию аппаратуры, практически каждый день. То детский сад, то школа, требуется что-то подварить, заменить. Ну, алкаши берут трубу подходящего размера, пишут на ней "заготовка", с двух сторон тряпкой заткнуто, как положено. Это, чтобы грязь внутрь не попала. И тряпка, обязательно, в масле, чтобы ни один охранник не вздумал заглянуть. Наружу везли что-то из продукции, чаще всего кроссовки, а обратно несколько пузырей. Обязательно, с матом: "Какой му...к заготовку мерил? Не подошла". И это только один из сотни способов. 

Конечно, такую рацуху в БРИЗ не отдашь. Поэтому, Витя с Юрой отдувались за всех. Постепенно, втянули меня. Как я уже сказал, микрик от кембрика я не отличал. Но, разбавить чернила для датчика прибора, которыми писали диаграмму глицерином, это даже я мог придумать. Там расход уменьшался, а качество было лучше - не расплывались. Вот так мы и творили втроëм. Я рецензии на их рацпредложения и даже изобретения писал, они мне что-то подсказывали. У меня до сих пор, наверное, можно свидетельства на рацпредложения найти. Конечно, туалет оклеить, как в фильме "Гений", не выйдет. Но всё равно память. Ушло это, вместе с Союзом. Много, как и во всëм, было дури, но было и рациональное зерно. Не зря же так назвали.