Америка навязывала миру свою волю и мнила себя фараоном или "белым господином". Однако балансы сил в мире меняются, пишет An Nahar. Трон "короля джунглей" ходит ходуном из-за усиления Востока и переориентации арабских и африканских стран на Китай и Россию.
Мы привыкли к тому, что более крупные и могущественные государства всегда получают желаемое и навязывают свою волю более слабым. То же самое и с народами.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Пристрастное правосудие
Такова наша ситуация сегодня, после столетий взлетов и падений человеческой цивилизации. Войны – большие и малые, "горячие" и "холодные" – почти уничтожили человечество. Поэтому были созданы международные организации и институты, чьей главной целью является защита общечеловеческих ценностей, законов и принципов нравственности. Они оберегают "новую цивилизацию" и гарантируют, что мировые войны не повторятся, а конфликты будут разрешаться с помощью мирных механизмов.
Справедливость, равенство прав и обязанностей были поставлены во главу угла. Однако правящие элиты делали все по своему усмотрению, пока не достигли того, что предсказал писатель Джордж Оруэлл в своей знаменитой повести"Скотный двор" ("Все животные равны, но некоторые животные равны более, чем другие"). Совет Безопасности ООН превратился в "судебное ведомство", Организация Объединенных Наций – в фарс, а международные суды – в некий "стандарт", на который ориентируются все соглашения, ассоциации и законы.
"Цветная" бдительность
Соединенные Штаты Америки – наследники "белого" колониализма и империализма – являются примером этой горькой правды. Они превратились из маяка свободы, справедливости и процветания в мирового гегемона. Они стали единственным полюсом, сильнейшим правителем и последним ориентиром для человечества. Соединенные Штаты руководствовались "принципом фараона": "Я указываю вам только на то, что сам считаю нужным. Я веду вас только правильным путем" (Коран, сура 40, аят 29).
К счастью для мира, на Востоке образовался новый полюс. Сила, деньги, оружие и технологии больше не являются монополией Америки и ее союзников. С возвышением Китая, пробуждением Индии и возвращением России стали доступны альтернативные варианты и маяки. Мир возненавидел "белого господина", навязывающего всем свой образ жизни, поэтому сбежал туда, где есть пастбища и вода. Так появились альтернативные союзы и организации. Молодежь ушла в нейтральные экономические блоки, развивая партнерские отношения с другими государствами, опираясь на собственные интересы.
Падение лидеров
Африканский лидер говорит: "Китайцы строят нам аэропорты, а американцы читают лекции". Нравственные девиации активно распространяются на Западе, особенно в протестантских странах, в результате отсутствия единого религиозного ориентира. Запад пытается навязать "новую веру" остальным культурам и религиям. Учитывая рост государственного долга, разрушение финансовой системы, снижение производительности и творческого потенциала, а также приближение краха политической и экономической гегемонии, становится очевидно, что "король джунглей" больше не контролирует свой трон. А угрозы и издевательства – это тщетные попытки восстановить свой авторитет и бросить вызов противникам. Если посмотреть на скандалы, неудачи и падение уровня политической этики, становится ясно, что "свободный мир" остался без лидера.
Предвзятость арабов
Где место арабов на этой новой сцене? Такой вопрос был задан на саммите Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) по безопасности и развитию, который прошел в марте 2023 года в Джидде. И ответ был однозначным – позитивный нейтралитет, взаимная выгода и национальные интересы превыше всего. Разве эти принципы были объявлены впервые? Что происходило в прошлые разы? И что гарантирует их успех на этот раз?
Ответ на первый вопрос – нет! Арабские страны заняли такую позицию еще в период освобождения от колониализма, то есть после создания Лиги арабских государств (ЛАГ) и Движения неприсоединения. По сей день большинство из них не отказываются от этих принципов. Но горькая реальность такова, что во время холодной войны мы были вынуждены выбирать между "восточным" и "западным" лагерями. Нам пришлось отказаться от своего позитивного нейтралитета. Наша "переговорная сила" была ослаблена. Некоторые из нас, возможно, еще теснее сплелись с выбранным "лагерем" и стали более враждебно относиться к своим противникам.
Между Востоком и Западом
Наша нация была разделена на два лагеря: капиталистический и социалистический. Мы ссорились из-за соперничества тех, кто был с нами в одном лагере. Наши цели по достижению политического единства, общего рынка, единой валюты и национальной обороны с треском провалились. Даже после краха коммунизма и глобального социализма, после распада Советского Союза и принятия Россией демократии, западной экономической доктрины и капиталистической финансовой системы, некоторые из нас до сих пор хранят верность Кремлю.
Есть и те, кто сохраняет лояльность Вашингтону, дистанцируется от его противников и придерживается его линии, несмотря на крах американской гегемонии и традиционной международной системы с появлением новых, перспективных блоков и организаций, таких как БРИКС, ШОС и АСЕАН.
Перемены в арабских странах
Однако все это может измениться, поскольку в конечном итоге национальные интересы правят балом. Действия "великих" полюсов и союзов, а также их предложения в области политики, экономики и безопасности будут стимулировать новые преобразования.
Саудовская Аравия всеми силами пытается восстановить мир и безопасность в регионе. Об этом свидетельствуют следующие события: примирение с Ираном, стратегические соглашения с Турцией, возвращение Сирии в ЛАГ, путь к миру в Йемене, суверенные и частные инвестиции в страны Персидского залива и Ближнего Востока, экологические инициативы, в том числе "Зеленый Ближний Восток".
Перемены в Магрибе
Медленно, но верно происходят изменения в арабском Магрибе. Марокко все больше укрепляет отношения с Соединенными Штатами, Израилем и европейскими странами, несмотря на острые дипломатические разногласия с Испанией. Алжир, наоборот, больше тяготеет к России, особенно в военной сфере. При этом его отношения с Европой, в том числе с Францией, значительно улучшились.
Тунис продолжает придерживаться прозападной ориентации, особенно после заключения соглашения с Соединенными Штатами, которые объявили его своим главным стратегическим союзником из числа государств, не входящих в НАТО. Ливия по-прежнему разделена на два лагеря: "восточный" и "западный", ведущие между собой борьбу за власть и влияние.
Перемены в Машрике
Давайте поговорим об арабском Машрике. Ирак перешел из социалистического лагеря в капиталистический после американской оккупации, а также попал под влияние Тегерана. Иран и Россия разделили гегемонию в Дамаске, а сама Сирия была разделена между Турцией, Америкой и джихадистскими группировками. Иран и страны Персидского залива разделили власть в Йемене.
Страны Персидского залива сохранили стратегическое партнерство с Соединенными Штатами и Западом, но при этом имеют торговые и экономические связи с Китаем и нефтегазовое сотрудничество с Россией. Египет, Ливан, Судан, Сомали и Джибути всегда поддерживали отношения со всеми полюсами, даже если больше тяготели к Западу.
Новая сцена
Такова наша ситуация сегодня. А что будет завтра – неизвестно. Все зависит от множества факторов. Одни уже очевидны (например, усиление влияния Китая в арабском регионе), а другие трудно предсказать (исход конфликта на Украине, изменения в американской политике и экономической ситуации в Европе).
Но в любом случае есть надежда, что приверженность позитивному нейтралитету, уважение суверенных прав и национальных интересов, развитие межарабского сотрудничества, обнуление внутрирегиональных споров и прогресс в области развития и безопасности, о которых говорилось на мартовском саммите ССАГПЗ в Джидде, выйдут на первый план.
А что насчет того, что Америка хочет от Саудовской Аравии? А чего хочет Эр-Рияд от Вашингтона? Мы отложим этот разговор до лучших времен.
Автор: Халед Мухаммед Батарфи (د. خالد محمد باطرفي)