Найти тему
Полит.ру

Длинная и цепкая рука Кремля

Журналист Хавьер Блас пишет в Bloomberg в связи с кризисом в Нигере об опасной зависимости американской атомной промышленности от поставок российского урана:

«На Россию приходится около 45 процентов мирового рынка переработки и обогащения урана, согласно данным, предоставленным Всемирной ядерной ассоциацией. Это ловушка, которая привела к появлению того, что американские политики называют неустойчивой “стратегической уязвимостью”. В прошлом году около одной трети обогащенного урана стоимостью в 1 миллиард долларов пришлось на американскую энергетическую систему, и эти деньги были напрямую выплачены российской компании, находящейся под контролем Кремля. Прошло уже больше года с момента начала военной операции на Украине, а Вашингтон так и не удосужился запретить импорт российского ядерного топлива.

<…> Ответ на вопрос о том, как у России получилось завоевать полное господство в индустрии ядерного топлива, заключается в череде геополитических удач, инженерных инновациях и благонамеренном дипломатическом соглашении, заключенном между США и РФ сразу после распада Советского Союза.

Во-первых, Россия обладает большими запасами урана, учитывая то, какую роль, она играет в этом виде промышленности. Затем, российские инженеры разработали систему для обогащения радиоактивного урана, которая потребляла значительно меньше энергии, чем методы, применявшиеся французскими и американскими инженерами, что делало эту систему гораздо дешевле. Только эти факторы отводили бы России огромную роль в добыче, переработке и обогащении урана. Затем в 1993 году США и Россия заключили соглашение, которое стало известно под названием “мегатонны в мегаватты” (Соглашение ВОУ-НОУ – Полит.ру). В рамках этого соглашения высокообогащённый уран из советских ядерных боеголовок перерабатывался в низкообогащённый и отправлялся в Америку для использования на гражданских атомных электростанциях. Проще говоря, американская атомная промышленность не могла соперничать с российской и медленно умирала при полном равнодушии президентской администрации под руководством как демократов, так и республиканцев.

Ещё до 24 февраля 2022 года американская ядерная промышленность била тревогу об опасной зависимости от внешних источников поставок урана. С того момента правительственные чиновники только и говорили о нарастающем кризисе. Добавьте сюда ещё проблему, связанную с переворотом в Нигере, и ситуация начинает выглядеть как чрезвычайная».