Нормы речевого развития условны, но они есть. Под словом «норма» подразумевается ожидаемый возраст, в котором нормотипичный ребенок имеет тот или иной речевой навык. И хотя в современном мире все чаще говорят о том, что нормы не актуальны и они повышаются, это не так.
Нормы остались прежними. Поэтому важно знать их и следить за появлением звуков у своего ребенка, чтобы не упустить момент.
- Гуление. С 1,5-2-х до 5-ти месяцев ребёнок начинает гулить, появляются гласные звуки, а затем – сложные комплексы звуков, похожие на «агу», «ага», «уги» и т.д. Длится этот период примерно до 5 месяцев, и с этого возраста в норме гуление плавно перетекает в лепет (если у ребенка сохранен слух и интеллект).
- Лепет. С 6 мес. до 10-12 мес. - появление слогов. В период лепета ребёнок повторяет за взрослым и произносит самостоятельно отдельные слоги и цепочки слогов, содержащие гласные и простые согласные: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, бу-бу-бу и т.д.
- Первые слова - с 10-12 месяцев. В год у ребенка должно быть около 10 простых слов, даже если ма - это мама и ма - это машинка - это два разных слова, они считаются по отдельности. В первый год жизни ребенок осваивает звуки М, Мь, Н, Нь, П, Пь, Б, Бь, К, Кь, Г, Гь. + есть простая фраза «Мама, дай», «Абака, ав», «Папа, пока».
- К 2-м годам ребенок произносит все гласные в речи А, О, У, И и согласные: Д, Дь, Т, Ть, В, Вь, Ф, Фь, около 50-ти слов + речь, понятная даже незнакомым людям, внятная.
- К 3 годам ребёнок осваивает звуки Ы, Э, Х, Хь, Ль, Й+ полноценная осмысленная речь. Ребенок может рассказать, что делал, куда пошел, как провел время.
- С 3 до 4 лет постепенно исчезает смягчение твердых согласных звуков (в норме в этот период ребёнок перестаёт говорить «неть» и произносит четко – «нет»). Ребенок осваивает йотированные звуки, например, в словах «юбка», «юг», «ямка», а также появляются свистящие и шипящие С, Сь, З, Зь, Ц.
- К 4,5 ребенок начинает произносить Ш, Ж, Щ, Ч.
- До 5,5 лет появляется твердый звук Л, Р.
- А до 6 лет заканчивается формирование звукопроизношения и появляется последний звук Рь.
Современный мир предлагает оставить эти нормы прошлому и ориентироваться на настоящее, где первые звуки появляются , в лучшем случае, к 2-м годам.
Но я рекомендую следить за развитием речи с младенчества, так как чем раньше родитель включится и окажет помощь ребенку, тем проще включатся в работу зоны мозга, отвечающие за речь.
- Гулил ли малыш в 2 месяца?
- Вокализировал ли в ответ в 4?
- Смеялся и лепетал слогами, перетекающими из одного в другой?
Наблюдайте за ребенком. При любом отклонении обязательно обратитесь к надежному неврологу, к нейропсихологу, чтобы установить причину задержки развития речи и приступить к коррекции.
Помните, что задержка речи влечет за собой задержку других психических функций.
Автор поста детский нейропсихолог:
Иванченко Галина Павловна
+7 961 290-33-06
Написать
—————
Центр научно-доказательной психотерапии и психиатрии «ЛЮМОС»