Найти тему
ВОЕНВЕД

О доносах и их последствиях

В настоящее время доносительство в нашем обществе приобретает весьма причудливые очертания. Прицепиться к любой личности бдительные или на голову больные граждане могут по любому поводу, накатав лживый донос. Таким бумажным и электронным мусором сейчас завалены все наши правоохранительные органы. Всё это уже было в нашей Истории.

Интересные материалы нашел в Челябинском областном архиве кандидат исторических наук, главный археограф ОГАЧО М. А. Базанов. История эта не потеряла актуальность и сейчас.

14 сентября 1920 г. подросток из поселка Запивалово Челябинской губернии Никита Петрович Слепов пошел работать на пашню. Одна рука у него почти не гнулась, до этого он перенес сыпной тиф, что отразилось на здоровье, но на работу выйти пришлось. Во время пашенных работ он обратил внимание на необычный камень, торчащий из земли.

Из показаний Н.П.Слепова:

"И тут же я заметил, что на нем изображало какую-то личность человека".

Позже мальчик говорил, что изображение человека увидел не он сам, а другие люди, а он просто подобрал с земли кусок яшмы размером с ладонь, чтобы принести его домой поиграть младшим братьям. Но подобрал его негнущейся рукой, что позже стало основанием для слухов, что пареньку стало от прикосновения к камню значительно лучше.

-2

Подросток действительно принес камень домой, где его увидела старушка-соседка, которая зашла по делам. Старушка заявила, что на камне "просвечивает лик Богородицы". И донесла эту информацию до местного священника Петра Малахова, заодно рассказав про чудесное исцеление мальчика.

Из показаний Агафьи Филипповны Слеповой:

"…Я ей (старушке) говорила, что это просто красивый камень и таких есть много..."

Священник камень забрал к себе домой и сообщил о случившемся в Челябинскую епархию. С мальчиком встретится ему не удалось, тот работал в поле, но за время работ немощная рука его совершенно прошла. Из чего верующие сделали вывод, что Никита чудотворно исцелился.

-3

"Икону с нерукотворным Ликом" поместили в киот. В церковь потянулись люди. Вскоре возле нее появилась оловянная кружка для пожертвований. Для деревни тех лет подобный случай — целое событие, которое бурно обсуждалось селянами. Соответственно, вскоре слухи дошли до властей.

Бдительный доброжелатель писал в доносе начальнику милиции 1-го района:

"Доношу, что в Миасском уезде, в Травниковской станице около поселка Запивалово якобы явилась какая-то икона, к которой стекается большая масса народу, где поступают большие пожертвования со всех сторон. Можно полагать, что это сделано с целью для организации банд и их материальной поддержки. Обратите внимание".
-4

А 6 октября 1920 г. рапорт из 1-го района лег на стол начальника Челябинской горуездной милиции. Через несколько дней уполномоченный Челябинского уездкомдеза проверил и подтвердил факт сбора пожертвований в церкви, добавив в своем рапорте особое мнение:

"…сомневаясь, что эти пожертвования пойдут на работу бандитам, т.е. на нужды контрреволюции, по этому поводу довожу для Вашего сведения."

Оба рапорта и донос селянина начальник милиции передал в Челябинское губЧК, где 14 октября 1920 г. открыли уголовное дело по обвинению священника Петра Исаевича Малахова в "афере и распространении ложных действ. чудотв. иконы". 22 октября чекисты пришли в церковь с обыском.

-5

Были изъяты и конфискованы (переданы в распоряжение местного исполкома) следующие пожертвования: непосредственно деньгами 77. 370 руб. 75 коп (немалая по тем временам сумма), 69 аршин полотна, 16 полотенец и 2 фунта ниток. Священник Малахов был арестован и оказался в предвариловке Челябинского дома лишения свободы.

-6

14 ноября 1920 г. сход церковного прихода поселка Запивалово обратился к местным властям, с просьбой освободить священника Петра Малахова. Прихожане утверждали, что батюшка за все время своей деятельности никакой антисоветской агитации не вел, а верующие поселка крайне нуждаются в священнике.

Власть на обращение не отреагировала.

-7

28 января 1921 года Коллегия губЧК собралась для рассмотрения дела священника Малахова. Т.к. связь с бандитами и передачу им материальных средств, а также контрреволюционную деятельность доказать не удалось — Коллегия признала священнослужителя невиновным по контрреволюционным обвинениям и передала материалы в особую сессию при губернском народном суде.

-8

Народный суд решил иначе. Из приговора суда:

"Гражданин Малахов Петр в бытность свою священнослужителем […] не старался разубедить несознательную одурманенную религиозными чувствами женщину [Агафью Слепову] и темные народные массы, а напротив, сам говорил про чудодейственный камень в церкви при приходском собрании, специально им созванном для этой цели, и тем самым развращал правосознание трудящихся, что усматривается судом как преступление контрреволюционного характера и как агитация против советской власти.
Но ввиду того, что эти два преступления не носят ярко определенных форм, а проявляются лишь в действиях со стороны Малахова — суд ставит в вину гр[ажданина] Малахова преступление, выразившееся в религиозном шантаже, что и считаем доказанным".
-9

Губнарсуд назначил гр-ну Малахову Петру 5 лет лишения свободы. Но на том же заседании, с учетом того, что "рабоче-крестьянская власть настолько окрепла, что может считать его не опасным для Республики", "руководствуясь революционным правосознанием и социалистической совестью" к Малахову применили амнистию и заменили приговор на три года и четыре месяца условно.

В 1921 году сроки и приговоры были довольно гуманными по делам, в которых отсутствовала убедительная доказательная база. Конфискованные деньги передали на госсчет, полотно и нитки раздали беднякам и семьям красноармейцев, "камень с рамкой" [киотом] передали "в местный уголовный музей вместе с копией настоящего приговора и протоколом судебного заседания".

Дело было улажено и священник обошелся легким испугом. Дальнейшую судьбу Петра Исаевича Малахова выяснить не удалось. Поэтому неизвестно, как отразились его "прегрешения" перед Сов.властью в последующих репрессиях двадцатых и тридцатых годов.