Торговый караван от Аршака Туниева.
30 лет назад от тверского речного вокзала отошёл трёхпалубный теплоход «Георгий Жуков». Вместе с ним вниз по Волге отправились 2 катамарана, гружённые самыми разными товарами. Так взял старт торговый караван «Великий российский путь». Инициатива его проведения, о которой в скором времени стали говорить по всей стране, родилась в Твери. Провести беспрецедентную акцию предложил бывший директор Тверского театра драмы Аршак Туниеву.
В 1992 году Международный фонд поддержки экономических реформ России предложит Твери организовать деловую встречу предпринимателей средней полосы. Так родились «Дни хозяина». Они-то и стали предтечей каравана «Великий российский путь». Решили зафрахтовать теплоход и несколько грузовых катамараном и проплыть от Твери до Астрахани по пути тверского купца Афанасия Никитина, устраивая ярмарки и деловые встречи. Многие скептически относились к этой начинанию. И напрасно!
Уже первые города, где встречали караван, подтвердили, что такая форма экономического сотрудничества как нельзя больше соответствует духу времени. В каждом приволжском городе теплоход «Георгий Жуков» стоял 3 дня. За это время нужно было встретиться с десятками потенциальных партнёров, обговорить предстоящие контракты, посмотреть выставки-ярмарки, которые устаивали во всех приволжских городах.
На теплоходе «Георгий Жуков» отплыли представители более 20 тверских предприятий и организаций. Ближнее зарубежье представляла фирма из Литвы «Виргина», а дальнее – бельгийский «Фляронис». В каждом из городов, где останавливался караван, тверской теплоход пополняли местные предприниматели. Каждый город встречал караван по-особому.
Казань национальным лакомством чак-чак, выступлением народных ансамблей, а главное огромным интересом к самому каравану. В честь его прибытия здесь решили провести большую региональную выставку «От Волги до Урала», в которой участвовали около 60 фирм и организаций из Татарстана, Мордовии, Удмуртии. Следующим городом был Ульяновск. Несмотря на выходные дни, и глава города, и губернатор нашли время встретиться с участниками делового путешествия. Они же сумели привлечь руководителей всех крупнейших предприятий города и области. Не удивительно, что по сумме сделок Ульяновск превзошёл все стальные города.
Не подкачала и Самара, где караван кроме, мэра города и губернатора, встречали гости из Москвы – представитель российского правительства Виктор Прохоров и вице-президент Международного фонда поддержки экономических реформ в России Владимир Никишин.
Астрахань стала последним пунктом каравана, где его участники попрощались и дали обещание вновь собраться на следующий год и проплыть уже не до Астрахани, а до Индии, полностью повторив путь тверского купца Афанасия Никитина. К сожалению, полностью выполнить это обещание так и не удалось.
Хотя идея торгового каравана «Великий российский путь» заинтересовала и посольство Индии. В Твери на Речном вокзале караван провожал посол Индии в России господин Сен. Он и высказал пожелание, чтобы следующий торговый караван уже прошёл весь маршрут Афанасия Никитина.
Тему с караваном оценили и представители нашей федеральной власти, да так, что они решили взять его под свой контроль. Это и могло стать негативным фактором. Если второй караван отплывает из Твери под руководством Аршака Туниева, то третий уже отправился из Москвы. И, естественно, стал последним. До Индии «Великий российский путь» так и не добрался. Экономические отношения со временем становились уже другими, и, возможно, форма каравана просто устарела. Однако, уверен, что большинство предпринимателей, которые участвовали в первом караване до сих с ностальгией о нём вспоминают. Да и мне, как пресс-атташе каравана, он запомнился на всю жизнь.
Текст – Андрей Ульянов.