Найти тему
Твериград

30 лет назад из Твери отправился торговый караван «Великий российский путь»

Торговый караван от Аршака Туниева.

30 лет назад от тверского речного вокзала отошёл трёхпалубный теплоход «Георгий Жуков». Вместе с ним вниз по Волге отправились 2 катамарана, гружённые самыми разными товарами. Так взял старт торговый караван «Великий российский путь». Инициатива его проведения, о которой в скором времени стали говорить по всей стране, родилась в Твери. Провести беспрецедентную акцию предложил бывший директор Тверского театра драмы Аршак Туниеву.

В 1992 году Международный фонд поддержки экономических реформ России предложит Твери организовать деловую встречу предпринимателей средней полосы. Так родились «Дни хозяина». Они-то и стали предтечей каравана «Великий российский путь». Решили зафрахтовать теплоход и несколько грузовых катамараном и проплыть от Твери до Астрахани по пути тверского купца Афанасия Никитина, устраивая ярмарки и деловые встречи. Многие скептически относились к этой начинанию. И напрасно!

-2

Уже первые города, где встречали караван, подтвердили, что такая форма экономического сотрудничества как нельзя больше соответствует духу времени. В каждом приволжском городе теплоход «Георгий Жуков» стоял 3 дня. За это время нужно было встретиться с десятками потенциальных партнёров, обговорить предстоящие контракты, посмотреть выставки-ярмарки, которые устаивали во всех приволжских городах.

На теплоходе «Георгий Жуков» отплыли представители более 20 тверских предприятий и организаций. Ближнее зарубежье представляла фирма из Литвы «Виргина», а дальнее – бельгийский «Фляронис». В каждом из городов, где останавливался караван, тверской теплоход пополняли местные предприниматели. Каждый город встречал караван по-особому.

-3

Казань национальным лакомством чак-чак, выступлением народных ансамблей, а главное огромным интересом к самому каравану. В честь его прибытия здесь решили провести большую региональную выставку «От Волги до Урала», в которой участвовали около 60 фирм и организаций из Татарстана, Мордовии, Удмуртии. Следующим городом был Ульяновск. Несмотря на выходные дни, и глава города, и губернатор нашли время встретиться с участниками делового путешествия. Они же сумели привлечь руководителей всех крупнейших предприятий города и области. Не удивительно, что по сумме сделок Ульяновск превзошёл все стальные города.

Не подкачала и Самара, где караван кроме, мэра города и губернатора, встречали гости из Москвы – представитель российского правительства Виктор Прохоров и вице-президент Международного фонда поддержки экономических реформ в России Владимир Никишин.

Астрахань стала последним пунктом каравана, где его участники попрощались и дали обещание вновь собраться на следующий год и проплыть уже не до Астрахани, а до Индии, полностью повторив путь тверского купца Афанасия Никитина. К сожалению, полностью выполнить это обещание так и не удалось.

-4

Хотя идея торгового каравана «Великий российский путь» заинтересовала и посольство Индии. В Твери на Речном вокзале караван провожал посол Индии в России господин Сен. Он и высказал пожелание, чтобы следующий торговый караван уже прошёл весь маршрут Афанасия Никитина.

Тему с караваном оценили и представители нашей федеральной власти, да так, что они решили взять его под свой контроль. Это и могло стать негативным фактором. Если второй караван отплывает из Твери под руководством Аршака Туниева, то третий уже отправился из Москвы. И, естественно, стал последним. До Индии «Великий российский путь» так и не добрался. Экономические отношения со временем становились уже другими, и, возможно, форма каравана просто устарела. Однако, уверен, что большинство предпринимателей, которые участвовали в первом караване до сих с ностальгией о нём вспоминают. Да и мне, как пресс-атташе каравана, он запомнился на всю жизнь.

Текст – Андрей Ульянов.