Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Детско-родительские отношения. Случай из практики

Часто при обращении к психологу родители жалуются на лень, несобранность, неактивность, низкую самооценку ребенка. В ходе психологической диагностики мы выявляем причины такого поведения, и порой для родителей результаты обследования оказываются неожиданными. Родители не являются специалистами и , конечно, не должны разбираться в тонкостях детской психологии и педагогики, для этого существуют психологи и психотерапевты. Информации сейчас очень много и в интернет, и в виде печатной продукции, но разобраться в ней и обобщить, проанализировать прочитанный материал порой бывает очень непросто.

В качестве примера я хочу предложить вам случай из практики.

За консультацией обратилась мама мальчика 7 лет. В качестве жалоб ею было выделено следующее:
- у сына есть трудности во взаимоотношениях со сверстниками, он неуверенный в себе, скромный и застенчивый;
- иногда лениться, упрямиться и проявляет эгоизм, не умеет проигрывать;
- у него есть проблемы с мелкой моторикой и, он не любит спорт.

Общая информация о семье
Семья с двумя детьми: мальчик 7 лет, девочка 5 лет.

Возраст родителей: мать 33 года, отец - 35 лет, образование родителей - высшее. Отец- служащий, мать - физиотерапевт, работает в образовательном центре. Проживают в собственной квартире, у каждого ребенка есть отдельная комната.

Характеристика истории развития семьи
Супруги 8 лет в браке. Дети желанные и запланированные. Сначала проживали вместе с родителями супруги, затем переехали в собственную квартиру.

Факторы риска детско-родительских отношений

  • Сиблинги имеют небольшую разницу в возрасте (1,7 месяцев).
  • Год назад мама вышла на работу.
  • За три года семья трижды переезжала: 2 раза в съемные квартиры, последний
    раз в купленную жилплощадь.
  • Старший ребенок трижды менял детский сад,
  • В году обращения к психологу пошел в школу.
  • Мама мастер спорта, для нее важна физическая активность и достижения в спорте.

Факторы благополучия

  • дружная семья, оба родителя вовлечены в воспитания детей;
  • мама старается изучать педагогическую и психологическую литературу, советоваться со специалистами;
  • у родителей почти нет разногласий по поводу воспитания детей, муж прислушивается к супруге, т.к. она больше читает специальной литературы;
  • в семье принято обсуждать проблемы и объяснять свою позицию;
  • с детьми помогает бабушка;
  • у мамы плавающий график работы;
  • детей фактически не наказывают, стараются все объяснять.

Анамнез
Ребенок родился в срок. В время беременности мама лежала 10 дней на обследовании из-за мутных вод, роды были естественные, протекали без особенностей.

Мальчик родился с деформированной стопой (стопа завернута внутрь) до 6 мес. носил шину. Регулярно проходил курс (3 мес., 6 мес., 1 года) массажа и ЛФК. К году стопа выправилась. Мальчик ползал, пошел в 1,1 год, к 2м годам говорил предложениями. Был спокойным мальчиком, „никуда не убегал“ , по словам мамы, поэтому родители решились сразу на второго ребенка.

Сестра родилась, когда мальчику было 1,7 месяцев.

До 3х лет сосал соску при засыпании, которую резко забрали, как только ребенок пошел в детский сад, мальчик плакал, переживал, перестал днем спать в детском саду. Болел приблизительно раз в 3-и месяца. В детском саду ему не нравилось. Был только один друг, ребенок охотнее дружит с девочками, т.к., по словам мамы, есть опыт общения с сестрой.

Любимая игра ребенка - ЛЕГО, любит собирать все сам, играл в ролевые игры - инструменты (врач, мастер..)

Мама называет себя „тревожной мамой“, замечает отставание в развитии мелкой моторики у сына. Мальчика с 3х лет отдали сначала в секцию акробатики, потом футбола, затем тэйквандо, в каждым видом спорта он занимался около года. Сейчас посещает 2 раза в неделю секцию настольного тенниса.

Отношения с сестрой мама оценивает как теплые и дружеские. Девочка подвижная, шустрая, занимается гимнастикой, более успешна в спорте. К концу встречи мама рассказала, что у детей бывают конфликты и драки, один раз мальчик сильно “психанул“. Папа в семье мягкий, спортом особенно никогда не занимался, только в последнее время увлекается бегом.

Родители фактически не наказывают детей, стараются все объяснять и не создавать такие ситуации.

В школе на мальчика учительница не жалуется, он хорошо себя ведет. Но мама беспокоится, что он не принадлежит к группе лидеров класса, что бойкие мальчишки его не особенно берут в свою компанию.

Гипотезы

  • мама, как спортсменка, быстрая, общительная, энергичная, бессознательно
    требует от сына такого же поведения, ей трудно принять его медлительность, неспортивность. С одной стороны, хочет, чтобы он слушался, с другой, чтобы был активным и в меру хулиганом.
  • мама предъявляет к сыну несколько завышенные требования, не соответствующие возрастному развитию (ожидает от него чрезмерной ответственности и рассудительности), часто делегирует свою ответственность сыну;
  • мама игнорирует конкуренцию между сиблингами, часто встает на сторону дочери, не давая себе в том отчета.
  • эмоциональные переживания сына часто не учитываются родителями.

По данным обследования мама демонстрирует высокую степень готовности к сотрудничеству и принятия ребенка, достаточно последовательна в вопросах воспитания, при этом отмечается низкая требовательность, мягкость в общении с ребенком, наблюдается средняя эмоциональная близость и тревожность за ребенка. Мама недостаточно удовлетворена отношениями с ребенком и его результатами в школе и спорте.

В проективной рисуночной методике

Мальчик изобразил сначала дом, затем малыша, маму рядом с ним и чуть дальше папу рядом с домом. Все фигуры нарисованы в нижней части листа, что можно расценивать как заниженную самооценку ребенка. Минимальное количество деталей у животных (собак) свидетельствует об астеничности мальчика. Голова малыша лежит на столе, что можно охарактеризовать как потребность в поддержке и опоре, возможно о физической усталости. Мама наиболее эмоционально близка к ребенку.

Фигура папы самая крупная, но при этом голова и лицо изображены маленькими, что говорит о значимости отца, но недостаточном эмоциональном контакте между ними. Сестра мальчика на рисунке отсутствует, что свидетельствует о скрытой конкуренции между сиблингами, ревности, соперничестве за любовь и внимание родителей, что может служить причинами заниженной самооценки, т.к. ребенок понимает, что успехи сестры радуют родителей. По словам мамы, бабушки и дедушки также больше восхищаются подвижной, активной девочкой. Ребенок немногословно описывал картинку. На многие вопросы отвечал „не знаю“.

Психологический портрет семьи
В система эмоциональных отношений диады мама-сын можно отметить со стороны мамы: эмоциональное принятие ребенка, но при этом реальный и идеальный образ ребенка отличаются друг от друга, реальный образ ребенка у мамы сложился скорее как неуверенного и неуспешного мальчика с трудностями взаимодействия со сверстниками, которого ждут трудности в будущем, но при этом она все-таки отмечает его достоинства.

Мама вовлечена в воспитание ребенка, поддерживает его, старается удовлетворить потребности ребенка в заботе, любви и внимании, при этом она последовательна в вопросах воспитания. Но можно отметить недостаточный контроль и делегирование ответственности ребенку, несоответствующие возрастным особенностям мальчика. Также мама не уделяет достаточное внимание отношения сиблингов и нечетко осознает соперничество между детьми и как это эмоционально влияет на сына.

Стиль взаимодействия мамы с сыном можно определить как авторитетный, она старается учитывать потребности, желания мнение ребенка, объясняет свою точку зрения не только сыну, но и мужу.

Родительская позиция у мамы сформирована. Для нее эмоциональное благополучие ребенка, его счастье, развитие его способностей является семейной ценностью. Свою роль она видит в создании благоприятных условий для развития детей. Если и мамой допускаются ошибки в воспитании, то она готова их принять, проанализировать и постараться исправить. Эмоциональное отношение со стороны сына выражается в доверии и привязанности к матери.

В программе психологической коррекции можно выделить такие направления в работе психолога, как
- работа с образом ребенка у мамы, признание его особенностей, акцент на сильных сторонах мальчика, на его успехах;
- сиблинговые отношения, данное направление включает работу не только между братом и сестрой, но и родителями, и расширенной семьей (дедушками и бабушками, которые, по словам мамы, больше восхищаются девочкой, отдавая ей явное предпочтение)

Полученная положительная обратная связь от мамы и ее желание получить дальнейшие консультации свидетельствуют об успешности проделанной диагностической работе.

В дальнейшем на сессиях с мамой разбирались конкретные сложные ситуации с сиблингами и обращалось внимание на реакции и слова родителей. Постепенно мама приняла реальный образ ребенка, стала больше замечать его индивидуальность и оказывать ему поддержку. Также на консультациях обсуждалось, как объяснить родственникам, что противопоставление детей плохо влияет и на каждого из них, и на их взаимоотношения.

Надеюсь, вам был полезен разбор случая. Возможно, кто-то из родителей узнал себя и, моя статья помогла вам взглянуть на свое отношение к ребенку с несколько иной точки зрения.

Рада буду помочь вам в воспитании детей!

Запись на консультации в телеграмм @Anna_Stollenwerk

#данные опубликованы с согласия родителя

Автор: Штолленверк Анна Романовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru