Часто при обращении к психологу родители жалуются на лень, несобранность, неактивность, низкую самооценку ребенка. В ходе психологической диагностики мы выявляем причины такого поведения, и порой для родителей результаты обследования оказываются неожиданными. Родители не являются специалистами и , конечно, не должны разбираться в тонкостях детской психологии и педагогики, для этого существуют психологи и психотерапевты. Информации сейчас очень много и в интернет, и в виде печатной продукции, но разобраться в ней и обобщить, проанализировать прочитанный материал порой бывает очень непросто.
В качестве примера я хочу предложить вам случай из практики.
За консультацией обратилась мама мальчика 7 лет. В качестве жалоб ею было выделено следующее:
- у сына есть трудности во взаимоотношениях со сверстниками, он неуверенный в себе, скромный и застенчивый;
- иногда лениться, упрямиться и проявляет эгоизм, не умеет проигрывать;
- у него есть проблемы с мелкой моторикой и, он не любит спорт.
Общая информация о семье
Семья с двумя детьми: мальчик 7 лет, девочка 5 лет.
Возраст родителей: мать 33 года, отец - 35 лет, образование родителей - высшее. Отец- служащий, мать - физиотерапевт, работает в образовательном центре. Проживают в собственной квартире, у каждого ребенка есть отдельная комната.
Характеристика истории развития семьи
Супруги 8 лет в браке. Дети желанные и запланированные. Сначала проживали вместе с родителями супруги, затем переехали в собственную квартиру.
Факторы риска детско-родительских отношений
- Сиблинги имеют небольшую разницу в возрасте (1,7 месяцев).
- Год назад мама вышла на работу.
- За три года семья трижды переезжала: 2 раза в съемные квартиры, последний
раз в купленную жилплощадь. - Старший ребенок трижды менял детский сад,
- В году обращения к психологу пошел в школу.
- Мама мастер спорта, для нее важна физическая активность и достижения в спорте.
Факторы благополучия
- дружная семья, оба родителя вовлечены в воспитания детей;
- мама старается изучать педагогическую и психологическую литературу, советоваться со специалистами;
- у родителей почти нет разногласий по поводу воспитания детей, муж прислушивается к супруге, т.к. она больше читает специальной литературы;
- в семье принято обсуждать проблемы и объяснять свою позицию;
- с детьми помогает бабушка;
- у мамы плавающий график работы;
- детей фактически не наказывают, стараются все объяснять.
Анамнез
Ребенок родился в срок. В время беременности мама лежала 10 дней на обследовании из-за мутных вод, роды были естественные, протекали без особенностей.
Мальчик родился с деформированной стопой (стопа завернута внутрь) до 6 мес. носил шину. Регулярно проходил курс (3 мес., 6 мес., 1 года) массажа и ЛФК. К году стопа выправилась. Мальчик ползал, пошел в 1,1 год, к 2м годам говорил предложениями. Был спокойным мальчиком, „никуда не убегал“ , по словам мамы, поэтому родители решились сразу на второго ребенка.
Сестра родилась, когда мальчику было 1,7 месяцев.
До 3х лет сосал соску при засыпании, которую резко забрали, как только ребенок пошел в детский сад, мальчик плакал, переживал, перестал днем спать в детском саду. Болел приблизительно раз в 3-и месяца. В детском саду ему не нравилось. Был только один друг, ребенок охотнее дружит с девочками, т.к., по словам мамы, есть опыт общения с сестрой.
Любимая игра ребенка - ЛЕГО, любит собирать все сам, играл в ролевые игры - инструменты (врач, мастер..)
Мама называет себя „тревожной мамой“, замечает отставание в развитии мелкой моторики у сына. Мальчика с 3х лет отдали сначала в секцию акробатики, потом футбола, затем тэйквандо, в каждым видом спорта он занимался около года. Сейчас посещает 2 раза в неделю секцию настольного тенниса.
Отношения с сестрой мама оценивает как теплые и дружеские. Девочка подвижная, шустрая, занимается гимнастикой, более успешна в спорте. К концу встречи мама рассказала, что у детей бывают конфликты и драки, один раз мальчик сильно “психанул“. Папа в семье мягкий, спортом особенно никогда не занимался, только в последнее время увлекается бегом.
Родители фактически не наказывают детей, стараются все объяснять и не создавать такие ситуации.
В школе на мальчика учительница не жалуется, он хорошо себя ведет. Но мама беспокоится, что он не принадлежит к группе лидеров класса, что бойкие мальчишки его не особенно берут в свою компанию.
Гипотезы
- мама, как спортсменка, быстрая, общительная, энергичная, бессознательно
требует от сына такого же поведения, ей трудно принять его медлительность, неспортивность. С одной стороны, хочет, чтобы он слушался, с другой, чтобы был активным и в меру хулиганом. - мама предъявляет к сыну несколько завышенные требования, не соответствующие возрастному развитию (ожидает от него чрезмерной ответственности и рассудительности), часто делегирует свою ответственность сыну;
- мама игнорирует конкуренцию между сиблингами, часто встает на сторону дочери, не давая себе в том отчета.
- эмоциональные переживания сына часто не учитываются родителями.
По данным обследования мама демонстрирует высокую степень готовности к сотрудничеству и принятия ребенка, достаточно последовательна в вопросах воспитания, при этом отмечается низкая требовательность, мягкость в общении с ребенком, наблюдается средняя эмоциональная близость и тревожность за ребенка. Мама недостаточно удовлетворена отношениями с ребенком и его результатами в школе и спорте.
В проективной рисуночной методике
Мальчик изобразил сначала дом, затем малыша, маму рядом с ним и чуть дальше папу рядом с домом. Все фигуры нарисованы в нижней части листа, что можно расценивать как заниженную самооценку ребенка. Минимальное количество деталей у животных (собак) свидетельствует об астеничности мальчика. Голова малыша лежит на столе, что можно охарактеризовать как потребность в поддержке и опоре, возможно о физической усталости. Мама наиболее эмоционально близка к ребенку.
Фигура папы самая крупная, но при этом голова и лицо изображены маленькими, что говорит о значимости отца, но недостаточном эмоциональном контакте между ними. Сестра мальчика на рисунке отсутствует, что свидетельствует о скрытой конкуренции между сиблингами, ревности, соперничестве за любовь и внимание родителей, что может служить причинами заниженной самооценки, т.к. ребенок понимает, что успехи сестры радуют родителей. По словам мамы, бабушки и дедушки также больше восхищаются подвижной, активной девочкой. Ребенок немногословно описывал картинку. На многие вопросы отвечал „не знаю“.
Психологический портрет семьи
В система эмоциональных отношений диады мама-сын можно отметить со стороны мамы: эмоциональное принятие ребенка, но при этом реальный и идеальный образ ребенка отличаются друг от друга, реальный образ ребенка у мамы сложился скорее как неуверенного и неуспешного мальчика с трудностями взаимодействия со сверстниками, которого ждут трудности в будущем, но при этом она все-таки отмечает его достоинства.
Мама вовлечена в воспитание ребенка, поддерживает его, старается удовлетворить потребности ребенка в заботе, любви и внимании, при этом она последовательна в вопросах воспитания. Но можно отметить недостаточный контроль и делегирование ответственности ребенку, несоответствующие возрастным особенностям мальчика. Также мама не уделяет достаточное внимание отношения сиблингов и нечетко осознает соперничество между детьми и как это эмоционально влияет на сына.
Стиль взаимодействия мамы с сыном можно определить как авторитетный, она старается учитывать потребности, желания мнение ребенка, объясняет свою точку зрения не только сыну, но и мужу.
Родительская позиция у мамы сформирована. Для нее эмоциональное благополучие ребенка, его счастье, развитие его способностей является семейной ценностью. Свою роль она видит в создании благоприятных условий для развития детей. Если и мамой допускаются ошибки в воспитании, то она готова их принять, проанализировать и постараться исправить. Эмоциональное отношение со стороны сына выражается в доверии и привязанности к матери.
В программе психологической коррекции можно выделить такие направления в работе психолога, как
- работа с образом ребенка у мамы, признание его особенностей, акцент на сильных сторонах мальчика, на его успехах;
- сиблинговые отношения, данное направление включает работу не только между братом и сестрой, но и родителями, и расширенной семьей (дедушками и бабушками, которые, по словам мамы, больше восхищаются девочкой, отдавая ей явное предпочтение)
Полученная положительная обратная связь от мамы и ее желание получить дальнейшие консультации свидетельствуют об успешности проделанной диагностической работе.
В дальнейшем на сессиях с мамой разбирались конкретные сложные ситуации с сиблингами и обращалось внимание на реакции и слова родителей. Постепенно мама приняла реальный образ ребенка, стала больше замечать его индивидуальность и оказывать ему поддержку. Также на консультациях обсуждалось, как объяснить родственникам, что противопоставление детей плохо влияет и на каждого из них, и на их взаимоотношения.
Надеюсь, вам был полезен разбор случая. Возможно, кто-то из родителей узнал себя и, моя статья помогла вам взглянуть на свое отношение к ребенку с несколько иной точки зрения.
Рада буду помочь вам в воспитании детей!
Запись на консультации в телеграмм @Anna_Stollenwerk
#данные опубликованы с согласия родителя
Автор: Штолленверк Анна Романовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru