Найти тему
ИНОСМИ

Этот блок стал самой серьезной угрозой интересам США

   © AP Photo / Aly Song
© AP Photo / Aly Song

Выстраивается новое геостратегическое партнерство вне зоны досягаемости американского доллара и американского флота, пишет "Политика". Российская спецоперация лишь ускорила формирование нового евразийского ядра, которое стало самой серьезной угрозой интересам США за последние десятилетия.

Российская специальная военная операция на Украине вызвала самую разную реакцию по всему миру. Запад мобилизовался, чтобы поддержать Киев и наказать Москву, большие регионы той части света, которую называют глобальным Югом, или не хотят быть втянутыми в вооруженный конфликт, так как, по их словам, это "не их война", или даже оказывают дипломатическую и экономическую помощь России.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

Может ли Украина привлечь глобальный Юг? Насколько велико влияние Киева на Дели, Бразилиу или Джакарту?

Украинский президент Владимир Зеленский недавно провел "дипломатическое наступление", посетив Лондон, Рим, Париж, Берлин, Джидду и Хиросиму, где участвовал в саммите "Большой семерки". Тем самым Владимир Зеленский заручился поддержкой богатых государств Запада, но обвинил страны арабского мира в игнорировании ужасов российской спецоперации.

"К сожалению, есть такие силы в мире, в том числе среди вас, кто закрывает глаза на незаконные действия", — заявил Владимир Зеленский в середине мая во время неожиданного визита на саммит Лиги арабских государств в Джидде.

Глобальный Юг до сих пор активно участвовал в поисках климатической правды, но держался в стороне от конфликта на Украине. Если посмотреть на ситуацию с другой перспективы, то страны, которые поддерживают сейчас Украину, — это, в общем-то, все те же страны, которые когда-то колонизировали глобальный Юг.

"В США позицию Джо Байдена и его внешней политики определила борьба демократии против автократии, но, на мой взгляд, в большей части остального мира этого не произошло. Не это главное для них по многим причинам", — полагает Ракел Рицо из Европейского центра Атлантического совета.

Сначала на идеологической основе сблизились Москва и Пекин, которые не скрывают своего несогласия с однополярным миром, где доминируют Соединенные Штаты Америки. Свои "традиционные ценности" они предлагают как альтернативу "неолиберальным элитам". Глобально интегрированный Китай находится в более выгодном положении, поскольку для него нет необходимости интегрироваться исключительно в Евразию, в отличие от изолированной России.

Государства БРИКС: Бразилия, Индия, Южно-Африканская Республика, Китай и Россия — все громче оспаривают глобальное доминирование Запада, как политическое, так и финансовое. Они превращаются в серьезного конкурента "Большой семерки", группы самых развитых государств мира.

Открывается пространство для таких стран, как Индия и Турция, которые являются мощными региональными державами, но недостаточно сильны, чтобы определять мировой порядок. Они не скрывают желания в сотрудничестве с Китаем и Россией участвовать в изменении постзападного мирового порядка и требуют реформу Организации Объединенных наций.

Южно-Африканская Республика вызвала неоднозначную реакцию, когда в феврале, на годовщину начала российской спецоперации, провела совместные военные учения с Россией и Китаем. Саудовская Аравия радушно принимала президента Венесуэлы, еще одного американского врага. Многие государства, такие как Катар, Мали, Буркина-Фасо и Колумбия, пытаются извлечь экономическую пользу, отказываясь выбрать сторону в украинском конфликте. Российская пропаганда упорно повторяет, что западные санкции вызвали мировой энергетический кризис и поставили под угрозу продовольственную безопасность.

Американский "Экономист" пишет, что фактическая поддержка России в течение года после начала специальной военной операции возросла, причем за счет тех стран, где проживает 31% всего населения Земли. Российская сфера влияния расширяется благодаря агрессивной кампании и ангажированной дипломатии, тогда как Западу не удается блокировать нарративы Кремля.

Китай, Россия и Иран, а также Северная Корея не ограничиваются только демонстрацией силы. Посредством торговли и транспорта они выстраивают новое геостратегическое партнерство вне зоны досягаемости американского доллара и американского флота. Этот блок может стать самой серьезной угрозой интересам Соединенных Штатов Америки за последние десятилетия.

В последние годы Вашингтон считал Индо-Тихоокеанский регион главным приоритетом своей внешней политики и поэтому старался поддерживать свой глобальный баланс таким образом, чтобы Евразия оставалась разделена. США по-прежнему предводительствуют в коалиции демократических союзников, но в Евразии их соперники, расположенные в ее центре, продолжают объединяться.

Государства глобального Юга, богатые и бедные, становятся объектом интереса для соперничающего блока. Их ценность растет. Они приобретают важнейшее значение в конфликте держав Евразии и того, что называется "свободным миром". Дели, Эр-Рияд и Анкара умеют выгодно использовать ту позицию, которая им досталась.

Ничего нового тут нет. Иран и Северная Корея много лет обменивались ракетными технологиями. Китайско-российское стратегическое партнерство крепло десятилетиями. Путинская специальная военная операция лишь ускорила формирование нового евразийского ядра. Вооруженный конфликт вывел оборонный аспект их сотрудничества на первый план.

Россия и Северная Корея укрепили связи, поскольку русским нужны артиллерийские снаряды. Москва и Тегеран выстраивают "всеобъемлющее оборонное партнерство", как его описал глава ЦРУ Уильям Бернс. Русские обещали Ирану поставить истребители Су-35 в обмен на дроны, артиллерию, а быть может, и ракеты.

Китай отказался поддерживать Россию оружием, опасаясь американских и европейских санкций, но оказывает Москве необходимую поддержку, которая нужна Владимиру Путину в его военной кампании. Присутствие высокопоставленных китайских военных экспертов на саммите Владимира Путина и председателя Си Цзиньпина в Москве дало дополнительный повод для подозрений в поставках китайских вооружений и передовых технологий России. Хотя Пекин продолжает их отрицать.

Китай и Россия параллельно меняют международную торговлю и выводят доллар из взаимных расчетов. Их поддерживает Иран, экспериментируя с китайцами. Также Саудовская Аравия объявила об экспорте нефти в Китай за юани, которые в феврале заняли главное место на московской бирже. Выстраивается экономическая система, которая не вытеснит доллар, но значительная часть сделок будет проводиться в юанях, что сделает китайских союзников более стойкими к американским репрессивным мерам.

Мирное решение украинского вооруженного конфликта лежит в отдаленной перспективе. Прекращение огня не означает мир. Ни одна власть в Киеве не согласится отдать России территории, которые та сейчас контролирует. Вооруженный конфликт можно только заморозить, но вряд ли он закончится каким-то переговорным соглашением. Возможно "корейское решение", которое подразумевает новые линии фронта и перемирие. Подобное решение означает конфронтацию и напряженность в течение последующих лет. Украина останется надолго испытанием для отношений между Россией и Западом.

Грядет новый порядок, который выйдет за рамки холодной войны, борьбы между демократией и тоталитаризмом. Мы наблюдаем подъем аутентичных политик, новых "средних сверхдержав" на международной арене. Для глобального Юга это будет важнее, чем идеологические различия прошлого. Китай позиционирует себя тут как лидер. Запад сделает все, чтобы этого не произошло, и чтобы сохранить либеральный порядок. Мы видим даже в большей мере новый мировой беспорядок, нежели новый мировой порядок.

Автор: Бошко Якшич (Бошко Јакшић)

Оригинал статьи

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц