Найти тему
Naked Science

Оценку фильма предсказали по активности лицевых мышц

   Оценку фильма предсказали по активности лицевых мышц / ©Getty images
Оценку фильма предсказали по активности лицевых мышц / ©Getty images

Ученые из НИУ ВШЭ и МИФИ проанализировали, какие физиологические показатели, зафиксированные при просмотре фильма, могут предсказать оценку зрителей. Больше всего о зрительских впечатлениях можно узнать по активности большой скуловой мышцы, вариабельности сердечного ритма и показателям ЭЭГ.

Заранее предсказать, станет ли фильм в прокате успешным или провальным, не могут ни эксперты из индустрии кино, ни аналитики. Случается, что фильм с большим бюджетом и громким актерским составом проваливается, а киностудии и инвесторы несут убытки. Избежать неудач позволяют закрытые показы предварительной версии фильма фокус-группам. После тестового просмотра зрители оставляют свое мнение о картине в опросах и интервью. Если фильм получил плохие оценки и отзывы, в него вносят существенные изменения перед премьерным показом.

Но субъективную оценку фильма после просмотра может исказить множество факторов — от эффекта социальной желательности до угасания непосредственных ощущений к тому моменту, когда будет проведен сам опрос. Один из способов объективно оценить воздействие фильма на человека — измерить его психофизиологические реакции в момент просмотра. Команда российских исследователей из НИУ ВШЭ и МИФИ решила проверить, какие физиологические показатели, зафиксированные при просмотре, можно использовать для предсказания оценки фильма.

В эксперименте участвовал 21 человек, средний возраст — 22,5 года. Испытуемые смотрели восемь короткометражных фильмов (четыре комедии и четыре драмы) средней длительностью по шесть минут. Каждый участник смотрел короткометражки в случайном порядке с перерывом по одной минуте между ними. Сразу после просмотра фильма испытуемый давал ему оценку по шкале от одного до 10. На протяжении всего эксперимента электрическая активность мозга и лицевых мышц испытуемого записывалась с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ). Фотоплетизмограф регистрировал изменения частоты сердечных сокращений, а активность лицевых мышц фиксировалась с помощью электромиографии.

Затем ученые проанализировали, какие из записанных во время просмотра фильма физиологических показателей коррелируют с оценкой, поставленной этому фильму. Активность большой скуловой мышцы (или мышцы улыбки), записанная с помощью электромиографа, напрямую коррелировала с поставленной оценкой. Такая же связь оценки фильма наблюдалась с параметрами вариабельности сердечного ритма, которые отражают эмоциональные состояния.

Кроме того, с поставленной оценкой положительно коррелировали показатели вовлеченности, интенсивности и валентности физиологического проявления эмоций, рассчитанные на основе ЭЭГ-ритмов мозга. То есть, если фильм вызвал у участников интенсивные позитивные эмоции, которые зафиксировал ЭЭГ, ему ставили высокую оценку.

Затем ученые обучили модель машинного обучения предсказывать, какую оценку — положительную или отрицательную — испытуемый поставит фильму, на основе всех зафиксированных физиологических данных. Лучшая модель — логистическая регрессия — верно предсказывала в 60 процентах случаев.

Анализ электромиографии лица также показал, что во время просмотра драм чаще задействовалась мышца, нахмуривающая бровь, в то время как комедии чаще вызывали активность большой скуловой мышцы. При этом интенсивность переживаний не зависела от жанра фильма: разницы в частоте пульса и проводимости кожи при просмотре комедий и драм не было.

«Благодаря технологиям предсказания успешности фильмов на основе физиологических показателей создатели кино смогут вносить правки в свои произведения еще по ходу съемок, — комментирует один из авторов статьи, заведующий Международной лабораторией социальной нейробиологии Владимир Косоногов. — Да, и зритель будет рад реже разочаровываться. На мой взгляд, одно из перспективных направлений прикладной психофизиологии искусства — простые и недорогие инструменты измерения, например, частоты дыхания, сердечного ритма или температуры тела».

Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers. Работа поддержана мегагрантом Правительства России в рамках нацпроекта «Наука и университеты».