Юрий Павловец
http://naukaverakuljtura.com/кревская-уния-событие-предопредели/
История Европы, а с ней и современных белорусских земель, второй половины XIV в. была наполнена множеством ярких событий, которые во многом предопределили судьбы многих народов континента. Одним из них можно считать Кревскую унию, оформленную 14 августа 1385 года между Великим княжеством Литовским (ВКЛ) и Польским королевством (ПК). Несмотря на то, что об этом событии историкам известно довольно хорошо, оно по-прежнему несет в себе ряд тайн, в первую очередь связанных с тем, что на сегодня так и не было найдено одного из важнейших исторических документов – оригинала акта унии, который бы мог поставить все точки над «i» [4]. В то же время, последствия подписания союза между двумя государствами говорят о том, что 1385 год стал основой для переформатирования внутренней и внешней политики Польши и Великого княжества Литовского, а также создал предпосылки для католицизации и в определенной степени полонизации значительной части Восточной Европы.
Известно, что процесс сближения литовских и польских феодалов начался не в 1385 году, а гораздо раньше и был обусловлен рядом внешних и внутренних обстоятельств. Еще в середине столетия после смерти князя ВКЛ Гедимина в стране резко обострилась политическая борьба, что едва не привело к ее развалу. Одновременно между княжеством и Польшей уже тогда были различные противоречия, а сами государства с 1340 года вели кровавую борьбу за галицко-волынские земли. Смерть сына Гедемина Ольгерда в 1377 году снова отправила ВКЛ в пучину междоусобиц, основанных на династических вопросах, которые, в конечном счете, сыграли немаловажную роль в подписании Кревской унии. Так, согласно воле Ольгерда, на престол Великого княжества Литовского взошел его сын Ягайло, рожденный в браке с тверской княжной Иулианией. Это спровоцировало династические распри, так как у Ягайло был дядя Кейстут и старшие братья Андрей Полоцкий и Дмитрий Стародубский. Последние довольно быстро перешли на службу к Дмитрию Донскому, став его наместниками в Пскове и Переславле-Залесском соответственно, и даже участвовали в Куликовской битве в 1380 году. В октябре 1381 года Ягайло и вовсе был свергнут с престола Кейстутом, который, в свою очередь, не смог удержать власть и в последствии был заточен своим племянником в Кревском замке, где был задушен 15 августа 1382 года [3]. Однако его сын Витовт, который также оказался в заточении, сумел чудом бежать из подземелья, переодевшись в платье служанки своей жены – Анны Святославны. Пожалуй, это было одним из самых больших провалов Ягайло, который во многом предопределил его будущее действия. Хотя тогда великий князь посчитал, что все внутренние вопросы с властью решены, а значит можно переключиться на проблемы внешнего характера.
В частности, Ягайло взамен за мир уступил Тевтонскому ордену Жемайтию до реки Дубисса, и пообещал в течение четырех лет креститься. Правда, бежавший в Пруссию Витовт пообещал отдать рыцарям всю Жемайтию, но уже в обмен на военную помощь в его борьбе с двоюродным братом. В итоге в династическую войну между Ягайло и Витовтом включилась третья сторона в лице Тевтонского ордена, который хотел использовать междоусобицу в собственных интересах.
В сложившейся ситуации Ягайло оказался в довольно шатком положении, что подоткнуло его к сближению с Польшей, с послами которой велись переговоры еще в 1383 году. Кроме того, он пытался договориться и с тевтонцами, и с соседями с востока в лице все того же Дмитрия Донского, с которыми был заключен предварительный договор, предусматривавший брак с дочерью московского князя и признание православия государственной религией ВКЛ. Правда, этого так и не произошло, чему в немалой степени помешала политическая и военная деятельность Витовта, а также усилия Рима, который был крайне заинтересован в окатоличивании княжества [3].
В конечном счете, после кровопролитных столкновений летом 1384 года Ягайло и Витовт были вынуждены пойти на компромисс, результатом чего стало соглашение, по которому сын Кейстута вернулся из Пруссии и получил Городенщину и Берестейщину. Однако полностью на этом конфликт исчерпан не был, а гражданская война в ВКЛ продолжилась, пусть и не в прежнем масштабе. Такая ситуация могла окончательно разорить страну, что не было в интересах местной знати, прекрасно понимавшей, что их земли в случае распада княжества могут оказаться в руках либо Польши, либо Москвы.
Не лучше на тот момент обстояли дела и в Польской короне. Во второй половине XIV в. над Польшей серьезно нависла угроза со стороны Тевтонского ордена, а потому местная знать, а также верхушка католической церкви, искали возможность укрепить обороноспособность страны, в том числе и за счет ВКЛ. Правда, для этого им необходимо было создать условия, при которых бы Великое княжество Литовское само было бы заинтересовано в сближении с ПК, и противоречия между Ягайло и Витовтом, как нельзя лучше подходили для решения этого вопроса [4]. Подталкивали Польшу к более активным действиям на внешней арене и происходившие в стране внутренние раздоры, так как после смерти в 1382 году короля венгерского и польского Людовика Великого наследника престола в Польской короне не оказалось. Это привело к гражданской войне между представителями различных политических группировок, промежуточным итогом которой стала договорённость вдовы Людовика Елизаветы с польской знатью о том, что корону унаследует младшая дочь Ядвига, которой на тот момент было 11 лет. После этого девочка была обвенчана с Вильгельмом Австрийским и должна была подтвердить согласие на брак с ним. Однако на тот момент у наследника австрийских герцогов не было ни политического веса, ни серьезной армии, а потому польская магнатерия, кровно заинтересованная в усилении военной мощи страны, стала искать пути заключения династического брака с более сильным правителем, в результате чего выбор пал на великого князя литовского.
К тому времени Витовт и Ягайло практически полностью смогли урегулировать свой конфликт и даже совместно выступили против тевтонцев, захватив их крепость в Ковно. Литовский князь охотно пошел на переговоры с Польшей, так как понимал, что союз с короной может окончательно обезопасить страну от рыцарей, а также прекратит польские набеги на его земли. В 1384 году послы ПК скрытно прибыли в Вильно, после чего в Краков от Ягайло отправилась посольская миссия. Переговоры шли успешно, хотя перед Ягайло и был поставлен ряд условий для того, чтобы он смог получить корону, среди которых значилось подписание унии. В январе 1385 года виленская делегация провела переговоры в Кракове, а летом уже поляки приехали в Великое княжество Литовское. К тому времени было окончательно решено, что ВКЛ и Польша сформируют династический и политический союз [2].
Подписание унии произошло 14 августа 1385 года в одном из первых кастелей в Великом княжестве Литовском Кревском замке, который распложен на территории современной Белоруссии в Сморгонском районе (сегодня от замка остались только руины). Согласно договора о брачном союзе Ядвиги и Ягайло, который являлся основой унии, великий князь оставался правителем Литвы и одновременно становился польским королем. Польша и Литва образовывали единое государство, хотя формально ВКЛ и сохраняло независимость (свои войско, правительство и казна). При этом княжество обязывалось принять католичество, использовать казну в интересах Польши, а также уплатить 200 тысяч флоринов Вильгельму Австрийскому за отказ от Ядвиги. Однако наиболее серьезные уступки ВКЛ делало в отношении земель. Согласно унии, Литва возвращала Польше все когда-либо захваченные земли, и «навечно присоединялись к польскому королевству литовские и русские земли»: часть территории современной России, нынешняя Белоруссия и почти вся нынешняя Украина. При этом Ягайло в обмен на признание королем должен был принять крещение по католическому обряду и объединить силы двух стран для возвращения утраченных обоими государствами в последнее время земель [4].
2 февраля 1386 года на съезде польской шляхты в Люблине Ягайло единогласно выбрали польским королем, а чуть позже он крестился на Вавельской кафедре в Кракове, перейдя в католичество. Вот как это описывали хроники того времени это событие:
«В четверг, в 14 день февраля, Великий Литовский князь Ягайло и братья его, уже обученные правилам и догмам веры католической, прибыли в костёл дабы совершить признание веры Христовой и отвергнуть блуд поганский. И приняли они Крест Святой из рук епископа Бодзанты и вместо имён поганских даны им были новые – Ягайло стал Владиславом, Вигунд – Александром, Коригелло – Казимиром, а Свидригайло – Болеславом» [1].
18 февраля 1386 года Ягайло вступил в брак с Ядвигой, хотя их семейная жизнь в последующем оказалась неудачной. Через несколько лет польскую королеву обвинили в измене, после чего католическая церковь даже устроила публичный суд, в ходе которого выяснилось, что донос был ложью. Проблемы в отношениях с мужем, а также смерть дочери привели 25-летнюю Ядвигу в крайнюю степень депрессии, и она умерла через несколько месяцев после родов. Ягайло же потом женился еще 3 раза и у него было 6 детей.
К сожалению, судьба ВКЛ оказалась в некотором виде схожа с жизненным путем Ядвиги, хоть и растянулась на многие десятилетия. Уния была воспринята многими литовскими и русскими аристократами, в том числе Витовтом, отрицательно. Против Ягайло выступила коалиция князей Андрея Полоцкого, Дмитрия Брянского и Глеба Смоленского. И хотя они были побеждены, новоиспеченный король был вынужден начать переговоры со своим двоюродным братом, которые закончились в 1392 году Островским соглашением. По нему Витовт провозглашался пожизненным великим князем Литвы, что на деле фактически означало аннулирование договора в Креве. Однако даже женитьба Витовта на дочери великого князя Московского Василия I и поддержка Литвы со стороны Тевтонского ордена не смогли полностью помешать Польше диктовать свои условия литовскому князю, так как процессы, начавшиеся после 1385 года, были уже необратимы [5].
В частности, уже в 1386 году началась реализация одной из главных целей Кревской унии – инкорпорации ВКЛ в состав Польского королевства и усиление в нем политического господства польских феодалов. Основными шагами в этом направлении были привлечение на сторону Польского королевства литовских магнатов и закрепление за польской короной прежних удельных княжеств с помощью ряда особых политических мер. Например, в 1387 году католической знати были предоставлен ряд привилегий: подтверждались их вотчинные права, они освобождались от части натуральных повинностей в пользу великого князя, а также получали право участвовать в сейме, иметь гербы, занимать государственные должности. Таким образом, впервые в истории Литвы православные и католики были поставлены в неравное положение [1].
Кроме того, в городах ВКЛ стало распространяться самоуправление по так называемому Магдебургскому праву. При этом православные не могли быть выбраны в городскую управу, а порой даже не считались полноправными горожанами. В главных городах княжества основывались католические епископства, которые обеспечивались землями, которые нередко отбирались у православных. На территориях, которые были присоединены непосредственно к Польше (Галичина, Холмщина, Белзская земля) Ягайло и вовсе запретил крестить по православному обряду детей от браков православных с католиками, а уже окрещенных велел силой перекрещивать [1].
Помимо всего прочего, отменялись великие удельные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве и других города, самоуправление замещалось наместничеством, а Ягайло сумел получить от многих крупных литовских магнатов грамоты о том, что они будут верны ему как польскому королю. Все это привело к тому, что весной 1388 года Папа Римский прислал Ягайло и Ядвиге свое благословение и поздравительную буллу, что означало, что новый польский король, признавался равным правителям других держав. Впрочем, борьба Ягайло с Витовтом, пускай и не кровопролитная, как это было ранее, продолжалась и фактически закончилась только в 1401 году так называемой Виленско-Радомской унией, согласно которой заключался новый союз между государствами. Витовт присягал Ягайло, который, будучи верховным правителем Литвы, передавал своему двоюродному брату право пожизненного владения государством и признавал его титул великого князя литовского. После смерти Витовта его владения должны были отойти Ягайло или его наследникам [3].
Итоги Кревской унии, по мнению историков, были для Литвы крайне печальными. С одной стороны, конечно, союз укрепил новое государственное образование перед угрозой крестоносцев, что вылилось в Грюнвальдскую битву 1410 года, в ходе которой был разбит Тевтонский орден и остановлено продвижение рыцарей на восток. С другой – она же положила начало поступательному расширению влияния магнатско-шляхетской Польши на всю внутреннюю жизнь Литвы и ее внешнюю политику. Более того, уния кардинально изменила и стратегические интересы польской короны, переместив их с Запада на Восток. Однако, как считают исследователи, наибольший удар был нанесен единству восточных славян, так как после Кревской унии началось «расхождение исторических судеб разных ветвей восточнославянской общности» и именно с этого времени начинается формирование трех народов, некогда бывших одним целым: великороссов (сегодня это русские), малороссов (украинцы) и белорусов [1]. Поэтому без всякого преувеличения можно сказать, что уния 1385 года была крупнейшим историческим событием в истории современной Польши, Белоруссии, Украины и России, на многие столетия предопределив не только пути их развития, но и взаимоотношение народов.
Литература
1. Байбурин Р. Кревская уния 1385 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://proza.ru/2019/06/16/831
2. Гудавичус Э. История Литвы с древнейших времен до 1569 года / Э. Гудавичус. – М. : Изд. фонд им. И. Д. Сытина, 2005. – 679 с.
3. Кревская уния 1385 года или как Польша поглотила Литовско-Русское государство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ross-bel.ru/istoriya-i-sovremennost/news_post/krevskaya-uniya-1385-goda-ili-kak-polsha-poglotila-litovsko-russkoye-gosudarstvo
4. Уваров И. Ю. Кревская уния 1385 года – военно-политический договор ВКЛ и Польши / И. Ю. Уваров // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. А. Куляшова. Сер. А. Гуманітарныя навукі (гісторыя, філасофія, філалогія). – 2015. – № 1 (45). – С. 31–35.
5. 14 августа — подписание Кревской унии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hvali.by/14-avgusta-podpisanie-krevskoy-unii/