Чем отличается человек от животного? Конечно же сознанием и речью! Сегодня бы хотелось поговорить об особом психическом процессе, как речь.
Речь - способ общения людей посредством языка. Для того, что бы мы могли говорить о общаться, мы должны понимать чужую речь, знать язык и уметь им пользоваться.
Развитие речи у ребенка происходит в несколько этапов. Эти этапы и являются главной линией развития психики ребенка.
1 период - подготовленные слов и речи от 0 до 3 лет. Это период первых голосовых реакций - это плачь, хныканье и чуть позднее лепет. В возрасте 3х-4х месяцев звуков становится больше и они более разнообразные. В этот период ребенок бессознательно подражает речи взрослого.
Уже с 6 месяцев у малыша появляются особенные реакции на сопровождаемые словами жесты. Например: "Где мама?" - ребенок ищет глазами маму.
Первое понимание слов происходит в действиях и эмоционально окрашенных ситуациях, так же как и возникновение первых осмысленных слов.
Период активного развития речи начинается с 8 - 9 месяце. Дети все больше и больше подражают звукам, расширяется объем понимаемых слов.
Следующий период первоначального овладения языком, конец первого года жизни начало второго. В основе этого периода лежит расширение окружающего мира для ребенка. На данном этапе высказывания ребенка ограничиваются всего одним словом, которое может означать и просьбу о помощи, и привлечение внимание и тд. (например слово - мама).
Фонетическая сторона не достаточна развита, дети выпускают из слов звуки и даже слоги (молоко - моко, кот - от)
В этом периоде разделяют тоже определенные фазы:
- слово -предложения;
- двух - трехсловные предложения;
В этот период у малыша происходит быстрый рост словаря.
Уже к 2 годам 250 - 300 слов.
Ученые данный период называют периодом автономной речи, той речи которая мотороно, артикуляционно и фонетически не совпадает с нашей, но имеет очень важное значение в развитии ребенка. Этот период совпадет с кризисом 1 года жизни, кода ребенок находиться в переходе между младенчество и ранним детством. Тот самый период в котором появляется множество новообразований психики. Прежде чем речь не достигнет известного уровня развития, мышление так же не может прейти за известный предел. Этот факт еще раз говорит о ключевом значении речи во всем развитии ребенка. Речь сразу расшатывает сенсомоторное развитие.
Следующий период развития речи ребенка происходит в процессе речевой практики, с 2,5 лет и завершается только лишь к 6 годам. Речь развивается на основе логического - мышления, переходит от простых предложений к сложноподчинённым.
К концу 6 года жизни дети обычно осваивают фонетику, их активный словарь составляет 2-3 тысячи слов.
Следующий этап речи - развитие речи с изучением языка. Чётких границ он не имеет, начинается с момента обучения в школе (7 лет). На данном этапе происходит письменной, монологической речью.
Благодаря овладению речью, окружающий мир ребенка становится полнее, шире. Позволяет развивать мышления и другие психические процессы.
В дошкольном возрасте решаются важнейшие вопросы речевого развития. Такие как, обогащение словаря, звукопроизношение, формирование грамматического строя, развитие связной речи, монологической. диалогической. Именно поэтому очень важно следить за нормой развития речи, развивать речь ребенка.