Найти тему

Ян Амос Коменский - отец педагогики

Ян родился 28 марта 1592 года в Моравии (регион Чехии). Детство его было полно боли: ему было всего 10-12 лет, когда от чумы с разницей в несколько месяцев умерли его мать, отец и две сестры. Несмотря на личную трагедию он продолжал прилежно учиться, последовательно проходя все учреждения.

К педагогике он пришел далеко не сразу.

В Гейдельбергском университете он приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка»). Чуть позднее написал книгу «Моравские древности» и составил подробную карту родной Моравии.

В 35 лет (1627 год) Ян Амос Коменский начал работу над своим главным трудом «Великой дидактикой» (Didactica Magna). Работа над ней с учетом организационных сложностей, перевода на другие языки продолжалась до 1638 года, то есть более 10 лет.

Параллельно велась работа над учебниками по языкам, астрономии, физике. В 1632 году им было написано первое в истории руководство для семейного воспитания. Это известная всем учителям «Материнская школа».

В 1658 году был дописан первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках». Ян очень много внимания уделял принципу наглядности в образовании, старался оживить свои уроки, считал важным поддерживать не только дисциплину, но и творческую составляющую обучения.

Через все его работы, в том числе и более сложные масштабные философские труды, прослеживаются идеи пансофии - обучение всех всему, всезнание, абсолютизация знания ради общего блага.

Ян Амос Коменский был необычно работоспособен. Его призвание позволило ему выжить в период тяжелых потерь: смерть первой жены и двоих детей от чумы, смерть второй жены. Ян в 57 лет вступает в брак третий раз, прожив со своей супругой до самой смерти - ноябрь 1670 года. Ян прожил 78 лет, что для того времени был большим достижением. И прожил осмысленно, оставив большое наследие.

Ян Амос Коменский. Портрет.
Ян Амос Коменский. Портрет.

Как и чему нужно учить?

Говорить о педагогической системе и философии образования Ян Амос Коменского можно очень долго.

Однако есть более простой способ оценить масштаб его деятельности.

  • Если Вы заканчивали педагогический вуз или изучали педагогику, то все ее ключевые принципы и понятия утвердил он.
  • Если Вы учились в общеобразовательной школе с уроками по 45 минут и переменами, с каникулами, контрольными, учебными плакатами на стенах, то всё это тоже заложил он.

В качестве иллюстрации приведу три основоположения из "Великой дидактики":

Основоположение 1. Образования человека надо начинать в весну жизни, то есть в детстве. Утренние часы для занятий наиболее удобны. Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста — так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Основоположение 2. Подготовка материала: книг и др. учебных пособий — заранее. Развивать ум ранее языка. Реальные учебные предметы предпосылать формальным Примеры предпосылать правилам.

Основоположение 3. В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Итак, Ян Амос Коменский, считал, что

Образование должен быть системным, природосоообразным и отвечать идеалам гуманизма.

Учителю, по Коменскому, следует владеть педагогическим мастерством, любить свое дело и свой предмет, поддерживать самостоятельность учеников и воспитывать деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей». (Ян Амос Коменский)

Друзья, это первая статья из рубрики "Жизнь замечательных учителей". Буду признательна за поддержку нашего канала и приглашаю к нам в сообщество.

-2