Найти тему
Ридус

Мусор в «раю»: как Бали превращается в помойку

Этой весной за шесть недель индонезийская неправительственная организация Sungai Watch собрала более 40 тонн мусора в бухте Джимбаран на Бали — традиционно райском уголке, известном своими ресторанами с морепродуктами на гриле, серфбрейком и идиллическим курортом Four Seasons.

Местных жителей масштабы не удивили. Мусорные цунами, подобные этому, стали повторяющейся проблемой: каждый год во время сезона дождей они накатывают с соседней Явы, самого густонаселенного острова в мире. Но по мере того как на Бали после пандемии возвращается туризм, мировая осведомленность об этой проблеме стремительно растет благодаря вирусным видеороликам в социальных сетях и шквалу новостей, пишет Bloomberg.

«Когда вся береговая линия покрыта пластиком, это гигантский кризис»,— сказал агентству 28-летний Гэри Бенчегиб, один из трех братьев и сестер французского происхождения, выросших на Бали, которые в 2020 году основали Sungai Watch.

Немногие страны так зависят от туризма, как этот индонезийский остров, который рассчитывает, что туристическая индустрия обеспечит ему более половины валового внутреннего продукта.

Самая большая угроза для туризма

© flickr.com
© flickr.com

До пандемии число иностранных посетителей на Бали увеличилось с 2,88 миллиона в год в 2012-м до 6,3 миллиона в 2019-м, и в тот момент туризм принес экономике острова 7,8 миллиарда долларов. Теперь, в первый год полного восстановления, председатель Совета по туризму Бали Ида Багус Агунг Партха Адняна нацелена на 4,5 миллиона иностранных туристов, и Бали, похоже, готов превзойти эту цифру.

Но посетители, которые приезжают ради пляжного блаженства, индуистских храмов и роскошных курортов на краю живописных джунглей и рисовых полей, могут быть неприятно удивлены, обнаружив, насколько их опыт способны омрачить неудачи инфраструктуры острова. Дороги невероятно загружены, и к достопримечательностям приходится утомительно долго ехать, а безудержное строительство создает шумовое загрязнение.

Но самая поразительная проблема — это мусор. По оценкам правительства, 52% отходов на Бали не утилизируются из-за отсутствия централизованной системы их сбора или обработки. Примерно тысяча незаконных открытых свалок, загрязняющих воды острова, и мусор, накапливающийся на берегах и обочинах дорог, представляют самую большую угрозу для его туристической экономики.

Потери турбизнеса из-за этой проблемы невозможно подсчитать, но и решить ее затруднительно. Запрет на одноразовый пластик на острове в значительной степени провалился, отчасти из-за отсутствия должного контроля. Более того, в этой глубоко религиозной культуре церемониальные подношения в значительной степени сместились с изделий из бамбука и банановых листьев к продуктам, завернутым в целлофан; они используются во время почти постоянных индуистских церемоний.

Несмотря на то, что Индонезия пообещала к 2025 году сократить количество пластиковых отходов, выбрасываемых в океан, на 70%, реальных доказательств какого-либо прогресса в этом направлении пока нет. Но на карту поставлены репутация и экономика Бали, особенно учитывая новые роскошные варианты на соседнем острове Сумба, который, наоборот, считается нетронутой гаванью.

Дорогая очистка

© poliisi.fi
© poliisi.fi

Команды Sungai Watch ежедневно вывозят около 6600 фунтов пластика из рек и с незаконных свалок. Группа борется с речными отходами (sungai означает «река», и, по оценкам, 90% пластика в океане поступает из этих водных путей) с помощью модели, которая обеспечивает жителей местных деревень сортировочными станциями, установками для утилизации пластика, речными барьерами и необходимым вспомогательным персоналом.

Оборудованы уже семь населенных пунктов, еще пять на подходе. Но чтобы закрыть все незаконные свалки на острове, таких деревень должно быть около ста. Для этого потребуются инвестиции в размере более чем 40 миллионов долларов в течение следующих трех лет (при бюджете в 150 тысяч долларов в год на каждый объект).

Рональд Акили, индонезийский предприниматель, создавший Desa Potato Head в Семиньяке — экодеревню, любимую творческими личностями, с двумя дизайнерскими отелями, пляжным клубом и ресторанами, — подходит к проблеме с другой стороны. Его Центр коллективных отходов, открытие которого запланировано на ноябрь, направлен на сокращение отходов, производимых гостиницами и другими предприятиями индустрии гостеприимства.

Строительство объекта обошлось в 200 тысяч долларов. На нем будут работать местные жители. После запуска центр будет обрабатывать органические, неорганические и садовые отходы с восьми курортов, пляжных клубов и ресторанов, которые уже на это подписались, сортировать полученный материал для компостирования, переработки или других вариантов цивилизованной утилизации. Акили говорит, что масштабирование проекта может сократить количество отходов, вывозимых на свалки курортов, с нынешних 50% до всего 5%.

Переосмысление туризма

© Соцсети
© Соцсети

Соседние страны предлагают потенциальные модели решения мусорной проблемы для Бали. Так, популярный остров Боракай на Филиппинах закрылся в 2018 году на шесть месяцев, чтобы возместить ущерб, нанесенный окружающей среде, и очистить территорию от загрязнения, которое в значительной степени было вызвано чрезмерным туризмом и быстрым развитием.

Но на Бали шесть месяцев могут означать убыток в размере до 3,5 миллиардов долларов, исходя из доходов от туризма в 2019 году, поскольку даже некогда низкий сезон дождей сейчас примерно так же загружен, как и высокий сезон. Бали слишком велик, чтобы полностью закрывать его от туристов, говорит глава местного отдела туризма Адняна. И напоминает, что во время пандемии балийцы изо всех сил пытались поставить еду на свои столы.

Бенчегиб тоже считает, что закрытие не поможет. По его мнению, ключ к решению проблемы кроется в повышении сознательности как туристов, так и местных жителей: каждая деревня должна знать, как ответственно обращаться со своими отходами.

Остров также может взять пример Амстердама, Гавайев или Венеции — всех направлений, которые меняют стратегии управления туризмом на модель с меньшей туристической нагрузкой, ориентированную на более состоятельных (и теоретически более сознательных) путешественников.

Такую модель поддерживает владелец отеля Bambu Indah защитник окружающей среды Джон Харди, переехавший на остров в середине 1970-х годов. Он предлагает взять на вооружение опыт Бутана. «Они не пускают случайных туристов», — говорит он, имея в виду ежедневный сбор в размере 200 долларов с иностранных гостей в этой стране.

Правительство соглашается, но только до определенного момента: в июле губернатор Бали Вайан Костер объявил, что начиная с 2024 года со всех посетителей при въезде будет взиматься туристический налог в размере десяти долларов, а доходы будут направлены на сохранение окружающей среды и культуры. Местные чиновники также ходатайствовали об увеличении стоимости визы по прибытии (в настоящее время 35 долларов США) в три раза в ближайшие месяцы.

Екатерина Трофимова, обозреватель «Ридуса»