Найти тему
Коучинг и коучи

Чем коучинг отличается от смежных профессий

Принципиальной особенностью коучинга являются равные или партнерские взаимоотношения между коучем и клиентом. Этим он отличается от консалтинга, где консультант занимает психологически более высокое положение, положение эксперта. Коуч верит, что никто, кроме клиента, не может быть лучшим экспертом в его ситуации, и поэтому найти наилучшее для нее решение.

Например: Вот как иллюстрирует разницу между этими ролями профессиональный коуч Дэвид Флек, приводя пример с ездой на велосипеде. Предположим, у вас проблема: пытаясь прокатиться на велосипеде, вы все время падаете с него.

Как поведут себя в этом случае разные специалисты?

Психотерапевт спросит, какое чувство появилось у вас в детстве, когда вы упали с велосипеда. Он совершит экскурсию в ваше прошлое. Он уделит пристальное внимание тем моментам, когда вас постигла неудача. Он с сочувствием выслушает вашу историю о падении, о вашей боли, о страхе, стыде, и т. д. Он постарается воскресить в вашей памяти забытые вами чувства и желания, реакцию окружающих и те переживания, через которые вы при этом прошли. И так далее и тому подобное.

Консультант спросит, как долго вы позволяли себе кататься на велосипеде, и потом продолжит рассказывать — с серьезным видом, юмором, упоением (в зависимости от типа консультанта) — о велосипеде, «осчастливив» вас гораздо более обширной информацией о велосипедах, чем вам бы хотелось.

Тренер открывает свой «чемодан опыта» и вываливает все это богатство на вас, проводя вас через игры, упражнения, тесты, задания, мыслимые и немыслимые ситуации... В результате он даст оценку вашей деятельности в соответствии с какой-нибудь системой и сообщит вам свои рекомендации на сей счет.

А коуч? Он садится на велосипед вместе с вами и просто спрашивает:

«Куда ты хочешь поехать?
Как ты собираешься это сделать?
О! Ты полагаешь, что это будет работать? Давай попробуем!!!
Ну как?! Ты доволен? Нет?!! Гм, может, что-то хочешь изменить? Конечно, то, что ты предложил, великолепно, но что можно придумать еще? И еще...»


Создается атмосфера сотворчества.
Со стороны коуча – это «волшебные вопросы», благоприятствующие возникновению у клиента ощущения безопасности и стремления к творчеству.
Со стороны клиента – это смелость исследования, выбора, принятия ответственности и обретения того уникального способа «передвижения», который присущ только ему, для данного «велосипеда» на данном пути.
И в конечном результате, это обретение «коуча внутри себя».
Коучи хотят, чтобы их клиенты имели больше, делая меньше.
Я называю это «легкостью».