Чуваши – тюркский народ. Поэтому в нашей традиции присутствуют все тотемы, характерные для тюрков. Одним из сомнительных образов является волк. Современная лингвокультура чувашей говорит нам, что волк связан со злыми силами. Однако, тут же присутствует пласт особого уважения к этому животному. В традиционных текстах мы часто видим, что примером для подражания чувашским мужчинам служили волчьи стаи. Примером служит и смелость, и сообразительность волков. К тому же, буквально в каждой чувашской деревне присутствует род с волчьей фамилией или прозвищем.
Надо понимать, что чуваши воспринимали волка, как своего прадеда. Он считался настолько близким предком, что вера в это жила очень долго. Согласно самой известной чувашской легенде, именно белая волчица помогла чувашам переселиться с Северного Кавказа на Волгу. Легенда говорит, что именно она показала дорогу с гор в степи. Сопровождала чувашей до места пересечения Волги и Камы и скрылась из глаз.
Есть интересный сюжет о волках в эпосе об Улыпе. Там говорится, что новорожденного мальчика – будущего предка чувашей – надо отнести к логову волчицы. Она вскормит и вырастит его, таким образом, ребенок сможет стать родоначальником и предводителем чувашского народа.
Подобный сюжет о волчице, вскормившей человеческое дитя, встречается и у остальных тюркских народов.
«Если вдруг доведётся увидеть волка в поле, то наши чуваши говорят: «Добрый Пихамбар, останови своего пса». Так же говорят, что шерсть животного, которого должен съесть волк, попадает ему в рот за месяц до указанного времени. Так, говорят, решает сам Бог. Говорят, что до этого момента волк один месяц глотает ветер, один месяц ест гнилую веревку и только после этого ловит домашнюю скотину».
Это предание записано в деревне Сугайкасы Канашского района Чувашской Республики. Оно показывает, что волк чувашами очень почитается. Наши предки верили, что волк нападает на домашних животных только с разрешения самого Турă. К тому же, мы видим, что волк считается собакой самого Бога зверей – Пихамбара. Нам всем известно, что этот Бог почитается чувашами очень сильно. У него есть и другое имя «Пир хунĕ» - «Хан волков», где «пир» старочувашское или среднебулгарское название волка, которое со временем заменилось на синонимичное «кашкăр».
Сегодня для чувашей волк не считается особо добрым животным. Почему такое нелюбимое животное связано с любимым Богом из чувашского пантеона? Значит, волк был не таким уж и плохим. Когда же произошла замена понятий?
Эта замена произошла только после ослабления позиций тотемизма. С волком сейчас много неприятных, холодных аллегорий. Это явление весьма и весьма позднего времени. Особенно сильно оно усилилось в земледельческий период, когда волк стал реальной угрозой для домашней скотины. Но в ХХ веке волк стал общим символом чего-то чуждого, уже в позиции целой страны. Поэтому, например, самого Гитлера чуваши стали с волком сравнивать. Это уже тенденции нового времени, совсем не сопоставимые с реальной мифологией чувашей, а продиктованные понятиями советской реальности.
А продолжение будет послезавтра. Если тебе понравилась статья, то ставь лайк, пиши коммент и подписывайся. Буду рад познакомиться с твоими размышлениями. С любовью, Элтияр!