Найти тему
Народ Востока

Когда еврейское казачество восстало: как евреи появились среди запорожских казаков?

Некоторые предприимчивые евреи всегда сопровождали запорожцев во время военных походов, выполняя обязанности маркитантов. Но в военных действиях не участвовали, а после поражения переходили на сторону победителя. Время от времени им доставалось от самих казаков, о чем очень красочно рассказано у Гоголя.

В то время дворянство Речи Посполитой весьма зависело от евреев в экономическом плане. Непьющие и образованные дети Сиона выступали для польских помещиков арендаторами, финансовыми агентами и управляющими. То же самое было и в Запорожской сечи, с самого основания которой евреи там часто становились писарями. Они были официально включены в состав куреней, которые являлись не только военными, но и гражданскими единицами.

Вплоть до изменения статуса православных в конце 16-го века среди жителей Малой Руси не было распространено негативное отношение к евреям, подкрепленное сложившейся политической практикой. Поэтому большая часть представителей этого народа влилась в состав войска именно тогда. Затем порядок вступления в него был ужесточен, но дорога все равно не оказалась закрытой.

В 1930-м году был исследован запорожский архив, который находился в Москве на хранении. Стало ясно, что евреи присутствовали среди казаков не только в качестве торговцев и администраторов, но и несли военную службу в полках. Предполагается, но достоверно это не известно, что большинство из них были крещеные.

-2

В 1930 г. большое количество документов на иврите было найдено историком и филологом Саулом Боровым в архивах Запорожской Сечи, сохранившихся в Москве. Эти документы рассказывали о внешних и финансовых делах Запорожской Сечи и свидетельствуют не только о существовании евреев в высших кругах казацкого общества, но также о существовании полков, включавших большое количество евреев.

Еврейское происхождение имеет немалое число казачьих фамилий: Герцык, Перехрист, Крыжановский, Маркевич (Маркович), Лейбенко, Жидок, Юдин, Юденко, Шабатный, Шафаревич, Магеровский, Зрайитель, Ефименко (Юхименко), Нахименко (Нахимов).

Так, например, Павел Семенович Герцык был представителем казцкой старшины в конце 17-го века. Он дослужился до звания полковника и являлся тестем Филиппа Орлика, преемника гетмана Мазепы. Его отец был евреем из Умани, который крестился во время захвата и разграбления города Богданом Хмельницким.

-3

Иван Перехрист был взят в плен казаками в 1732-м году вместе со всем своим хедером – учениками начальной иудейской школы и в дальнейшем примкнул к запорожцам. Яков Крыжановский служил дьяконом в церкви на Сечи перед ее уничтожением. В 1594-м году еврей по имени Моисей был в свите Станислава Хлопицкого, казачьего дипломата при дворе германского императора. Вместе со своим патроном он присягнул Рудольфу II от имени войска. Симон Чернявский служил запорожским посланником при дворе Екатерины Великой.

Евреи упоминаются в некоторых украинских песнях – думах. Наиболее известна та из них, что говорит о Берахе-богатыре, соратнике известного гетмана Сагайдачного, под началом которого воевал и Хмель-злодей. Берах стал участником Смоленской войны 1632-1634-х годов и пал во время боев с россиянами. В то время в рядах запорожцев сражалось, по крайней мере, одиннадцать евреев. Известно, что Берах сохранил иудейскую веру, поскольку в дальнейшем в раввинском суде его вдова получала разрешение на повторный брак.

-4

Существенная часть евреев присоединилась к Запорожскому войску в десятилетия, предшествующие его роспуску. В то время вход туда для иудеев уже был закрыт, а потому все они по необходимости крестились. В дальнейшем некоторые из этих людей вошли в состав украинского дворянства. Более всего известно потомство некоего Мануила Нахименко, который был предком известного российского адмирала.