В славные чёрно-белые времена иногда умудрялись вдруг снять такой фильм, который и до сих пор хочется пересматривать.
Детектив "Дело номер 306" именно из таких.
Там милота во всём - и милиционеры все как один безупречные зайки, готовые денно и нощно нести эту, которая и опасна, и трудна; и всякие свидетели-потерпевшие сплошное очарование, и даже преступники такие славные, что их хочется пожалеть. Ну оступились, ну бывает.
А какие актёры, это ж просто именины сердца!
Сам Марк Бернес исполняет подполковника милиции Градова, спокойного и величавого дядечку - теплый взгляд, спокойная улыбка, а недюжинный ум буквально светится сквозь причёску. Когда он вдруг переодевается в гражданский пиджак, то это выглядит даже кощунственно. Китель и только китель с погонами должен носить такой доблестный служитель закона! И спать в нём - вдруг ночное происшествие?
Затем капитан милиции Турбаев - ну просто сама храбрость плюс самоотверженность! Актёр Константин Нассонов почти во всех своих ролях то командовал, то распоряжался, оно ему привычно, всегда он то директор, то генерал.
Когда Нассонов явился изумлённой публике в роли отца Христофора (фильм "Мичурин"), то все решили, что он внезапно свихнулся.
Или вот эксперт-криминалист Надюша в исполнении Татьяны Пилецкой - уже никаких вам накрашенных глазок и надутых губок, как в "Разных судьбах", здесь она до мозга костей служащая внутренних органов, вот прямо до самых поджилок лейтенант милиции.
Она так профессионально говорит и так долго рассматривает милицейский жезл, что сразу становится ясно - всю картину преступления изобразит в лучшем виде. Турбаев то и дело цепляется к её словам, старается задеть, но Надюша вполне хладнокровно отбривает комиссара - видали мы таких.
Этот Турбаев вообще демонстрирует такой непрофессионализм, хватая улики руками без перчаток, да ещё небрежно заталкивая их в карман, что понимаешь - капитан вообще не по этому делу, бдительность его призвание. А как поразился он, узнав, что на окурке-то следы помады!
Значит, окурок курила женщина?! Ну Пинкертон и Мегрэ в одном флаконе, так быстро кто бы ещё догадался? Девочку-свидетельницу вообще в подъезде допрашивает - зачем ему какие-то протоколы в присутствии родителей?
А уж когда в одиночку, в нарушение всех правил и инструкций решил арестовывать преступников, то едва не сгорел на даче. Глупые нарушители закона не стали его убивать до конца, просто сильно побили да подожгли.
Вот он и очухался именно в тот момент, когда они озвучивали свои дальнейшие планы. Они такие уехали, а он такой за ними - враг не уйдёт! А преступники-то настолько оказались глупы, что посреди дачи своей бидон с кучей денег так и выставили, чтобы милиция скорее нашла. И даже из милицейского пистолета того Турбаева застрелить не сумели - куда им.
А Евгений Весник, этот колобок с милейшей улыбкой? Вроде как нарушитель закона, но ведь какие усики, какие глазки!
Людмила Шагалова в роли студентки Люси Иркутовой - истинная балованная дочка из приличной семьи, вся в белокурых кудряшках, то фыркает, то хихикает, - загляденье. Она когда Турбаева всего побитого увидела, так прямо даже в больницу его не отпустила, а к себе на дачу повезла, вот как прониклась его безумием и отвагой.
Папа-доктор тоже возбудился и оказал первую помощь, и готов был усыновить капитана, да тот сбежал. Некогда ему лечиться, когда дело не закрыто. Да и там уж лечись не лечись...
Ада же Войцик, которая бывшая партизанка и учительница Некрасова - это уже сама скорбь. В её глазах трепещет такая печаль-тоска, что буквально невыносимо. Проживает, разумеется, в коммуналке, где в её келье настолько всё убого и недорого, что хочется обнять и плакать.
Тем страньше видеть на её столе много пачек денег. Она их этак небрежно запихивает в старый портфель да заталкивает.
Она партизанила в войну, но вот незадача - в плен её раненую забрали. И до конца военных действий жила она в концлагере, где служила некто Магда Тотгаст. Зачем таким сомнительным элементам отдельные квартиры? Подумаешь - учительница на пенсии.
Она когда появляется на тёмной улице в самом начале фильма, то сразу дождь начинается, и ветер усиливается на глазах, и зонтик-то улетает, и машина-то наезжает, а постовой милиционер вообще падает, наскочивши на ту машину. Вот какая драма!
Ночь-полночь, а улица полна народу, все жаждут дать показания и непременно фигурировать в качестве свидетелей. Увезли горемыку Некрасову, пока была она жива. Ей когда в больнице не только всю голову забинтовали, но и лицо, то все удивлялись, почему это она не может говорить, а только стонет?
Ну вот, а соседка её, особа мещанской внешности, вся в оборках и фикусах, символизирует собой яркий образ сознательной советской гражданки, которая горит желанием настучать, донести и посплетничать.
И вот доходим мы до зловредной мадам Карасёвой, она же немецкий агент Магда Тотгаст, она же Фишман, и ещё там разные у неё прозвища. У, какая нехорошая дамочка! Работает себе в аптечке фармацевтом, вся из себя благопристойная, в жизни ведь не догадаешься, какой камень-то у неё за пазухой.
Она вообще-то тоже глупая тётка - явилась по секретному заданию западных спецслужб, но попёрлась к бывшей училке с кучей денег, чтобы та помалкивала. Училка деньги взяла да призадумалась.
Может, хотела кооперативную квартиру купить или там дачу? Но передумала - опять ведь можно попасть в лагеря.
Ну и отправилась среди ночи с теми проклятыми деньгами - куда? Видимо, в милицию, всё-таки чистосердечное признание будет.
А Магда, разумеется, рассердилась и давай её сбивать машиной. И ведь как подгадала - именно в тот момент из своей аптеки выскочила, когда Некрасова через дорогу переходила!
А какое у неё было спецзадание, про то умалчивается - это же секрет!
Хоть бы и подмешивать слабительное в пирамидон, например. Речь же вообще не об этом.