Найти тему
Трэш обзоры

Проделки фармацевта под прикрытием

В славные чёрно-белые времена иногда умудрялись вдруг снять такой фильм, который и до сих пор хочется пересматривать.

Детектив "Дело номер 306" именно из таких.

Там милота во всём - и милиционеры все как один безупречные зайки, готовые денно и нощно нести эту, которая и опасна, и трудна; и всякие свидетели-потерпевшие сплошное очарование, и даже преступники такие славные, что их хочется пожалеть. Ну оступились, ну бывает.

Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков
Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков

А какие актёры, это ж просто именины сердца!

Сам Марк Бернес исполняет подполковника милиции Градова, спокойного и величавого дядечку - теплый взгляд, спокойная улыбка, а недюжинный ум буквально светится сквозь причёску. Когда он вдруг переодевается в гражданский пиджак, то это выглядит даже кощунственно. Китель и только китель с погонами должен носить такой доблестный служитель закона! И спать в нём - вдруг ночное происшествие?

Затем капитан милиции Турбаев - ну просто сама храбрость плюс самоотверженность! Актёр Константин Нассонов почти во всех своих ролях то командовал, то распоряжался, оно ему привычно, всегда он то директор, то генерал.

Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков
Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков

Когда Нассонов явился изумлённой публике в роли отца Христофора (фильм "Мичурин"), то все решили, что он внезапно свихнулся.

Или вот эксперт-криминалист Надюша в исполнении Татьяны Пилецкой - уже никаких вам накрашенных глазок и надутых губок, как в "Разных судьбах", здесь она до мозга костей служащая внутренних органов, вот прямо до самых поджилок лейтенант милиции.

Она так профессионально говорит и так долго рассматривает милицейский жезл, что сразу становится ясно - всю картину преступления изобразит в лучшем виде. Турбаев то и дело цепляется к её словам, старается задеть, но Надюша вполне хладнокровно отбривает комиссара - видали мы таких.

Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков
Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков

Этот Турбаев вообще демонстрирует такой непрофессионализм, хватая улики руками без перчаток, да ещё небрежно заталкивая их в карман, что понимаешь - капитан вообще не по этому делу, бдительность его призвание. А как поразился он, узнав, что на окурке-то следы помады!

Значит, окурок курила женщина?! Ну Пинкертон и Мегрэ в одном флаконе, так быстро кто бы ещё догадался? Девочку-свидетельницу вообще в подъезде допрашивает - зачем ему какие-то протоколы в присутствии родителей?

Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков
Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков

А уж когда в одиночку, в нарушение всех правил и инструкций решил арестовывать преступников, то едва не сгорел на даче. Глупые нарушители закона не стали его убивать до конца, просто сильно побили да подожгли.

Вот он и очухался именно в тот момент, когда они озвучивали свои дальнейшие планы. Они такие уехали, а он такой за ними - враг не уйдёт! А преступники-то настолько оказались глупы, что посреди дачи своей бидон с кучей денег так и выставили, чтобы милиция скорее нашла. И даже из милицейского пистолета того Турбаева застрелить не сумели - куда им.

Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков
Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков

А Евгений Весник, этот колобок с милейшей улыбкой? Вроде как нарушитель закона, но ведь какие усики, какие глазки!

Людмила Шагалова в роли студентки Люси Иркутовой - истинная балованная дочка из приличной семьи, вся в белокурых кудряшках, то фыркает, то хихикает, - загляденье. Она когда Турбаева всего побитого увидела, так прямо даже в больницу его не отпустила, а к себе на дачу повезла, вот как прониклась его безумием и отвагой.

Папа-доктор тоже возбудился и оказал первую помощь, и готов был усыновить капитана, да тот сбежал. Некогда ему лечиться, когда дело не закрыто. Да и там уж лечись не лечись...

Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков
Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков

Ада же Войцик, которая бывшая партизанка и учительница Некрасова - это уже сама скорбь. В её глазах трепещет такая печаль-тоска, что буквально невыносимо. Проживает, разумеется, в коммуналке, где в её келье настолько всё убого и недорого, что хочется обнять и плакать.

Тем страньше видеть на её столе много пачек денег. Она их этак небрежно запихивает в старый портфель да заталкивает.

Она партизанила в войну, но вот незадача - в плен её раненую забрали. И до конца военных действий жила она в концлагере, где служила некто Магда Тотгаст. Зачем таким сомнительным элементам отдельные квартиры? Подумаешь - учительница на пенсии.

Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков
Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков

Она когда появляется на тёмной улице в самом начале фильма, то сразу дождь начинается, и ветер усиливается на глазах, и зонтик-то улетает, и машина-то наезжает, а постовой милиционер вообще падает, наскочивши на ту машину. Вот какая драма!

Ночь-полночь, а улица полна народу, все жаждут дать показания и непременно фигурировать в качестве свидетелей. Увезли горемыку Некрасову, пока была она жива. Ей когда в больнице не только всю голову забинтовали, но и лицо, то все удивлялись, почему это она не может говорить, а только стонет?

Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков
Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков

Ну вот, а соседка её, особа мещанской внешности, вся в оборках и фикусах, символизирует собой яркий образ сознательной советской гражданки, которая горит желанием настучать, донести и посплетничать.

И вот доходим мы до зловредной мадам Карасёвой, она же немецкий агент Магда Тотгаст, она же Фишман, и ещё там разные у неё прозвища. У, какая нехорошая дамочка! Работает себе в аптечке фармацевтом, вся из себя благопристойная, в жизни ведь не догадаешься, какой камень-то у неё за пазухой.

Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков
Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков

Она вообще-то тоже глупая тётка - явилась по секретному заданию западных спецслужб, но попёрлась к бывшей училке с кучей денег, чтобы та помалкивала. Училка деньги взяла да призадумалась.

Может, хотела кооперативную квартиру купить или там дачу? Но передумала - опять ведь можно попасть в лагеря.

Ну и отправилась среди ночи с теми проклятыми деньгами - куда? Видимо, в милицию, всё-таки чистосердечное признание будет.

А Магда, разумеется, рассердилась и давай её сбивать машиной. И ведь как подгадала - именно в тот момент из своей аптеки выскочила, когда Некрасова через дорогу переходила!

Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков
Кадр из фильма "Дело № 306" (1956), режиссёр Анатоли Рыбаков

А какое у неё было спецзадание, про то умалчивается - это же секрет!

Хоть бы и подмешивать слабительное в пирамидон, например. Речь же вообще не об этом.