В Финском заливе стартовал второй этап экспедиции «Голоса погибших кораблей». Разведывательно-водолазная команда обследует затонувшие во время Великой Отечественной войны советские судна «Вторая пятилетка» и «Выборг».
«Вторая пятилетка» — самый крупный затонувший транспортный корабль — участник Таллинского прорыва, перевозивший технику и пассажиров. Мы нашли фотографию, сделанную немецким летчиком, на которой снята горящая «Вторая пятилетка» на отмели напротив маяка острова Гогланд. Команда транспорта и пассажиры спаслись на Гогланде», — рассказал руководитель экспедиции Константин Богданов.
Теплоход «Вторая пятилетка» дайверы обнаружили в 2022 году. В ходе погружений выявили следы попадания бомб в носовую часть корабля и проломы на палубе. Корабль длиной 120 м имеет пять больших трюмов, три из которых водолазы планируют осмотреть.
«По нашим данным, «Вторая пятилетка» приняла в трюмы более 2 тысяч тонн военного имущества, на ее палубе были закреплены десятки грузовиков. Во время погружения я неожиданно обнаружил то ли трактор, то ли тягач на гусеничном ходу. Возможно, кроме грузовиков на борт загрузили еще технику, представляющую большой исторический интерес. Это нам предстоит выяснить», — подчеркнул Константин Богданов.
Участники экспедиции детально обследуют оба затонувших судна. Помимо изучения груза, который находится на палубе «Второй Пятилетки», они проведут фото- и видеосъемку с частичной фотограмметрией основных элементов кораблей, а также точную идентификацию транспорта «Выборг».
Затонувший транспорт был обнаружен поисковым катером компании «Фертоинг» в мае 2022 года. Предполагается, что это теплоход «Выборг», который был первым советским транспортом, потерянным в Финском заливе с начала Великой Отечественной войны, и единственным, уничтоженным финскими подводниками.
«Самое сложное то, что оба транспорта лежат на судоходном фарватере. Поэтому мы будем работать при поддержке Балтийского флота, так как районы исследования во время наших погружений должны быть закрыты для судоходства», — отметил руководитель экспедиции.
Теплоход «Вторая пятилетка» — судно-лесовоз типа «Волголес» — спущен на воду в 1934 году. Корабли этого типа были первыми спроектированными и построенными гражданскими судами в СССР.
Теплоход «Выборг» построили в 1934 году в Германии по заказу немецкой судоходной компании, изначально судно получило имя Cairo. Летом 1940 года СССР купил этот корабль. Он вошел в состав Балтийского морского пароходства, получив название «Выборг». В 1941 году оба теплохода были мобилизованы для перевозки военных грузов, говорится на сайте Русского географического общества.
Экспедиция «Голоса погибших кораблей» проходит при поддержке РГО и Фонда президентских грантов.
Ранее сообщалось, что в Музее Победы открылся обновленный выставочный проект «Война: день за днем», приуроченный ко Дню Военно-Морского Флота.
#ес