Это грустная история о девушке из полной семьи, у которой были мама и папа.
Очень часто приходится сталкиваться с мнением, что люди из неполных семей и сами не умеют сохранить семью, а вот люди, выросшие в полных семьях - другое дело. У них же были мама и папа, такие дети видели нормальную модель семьи, традиционные взаимоотношения, их мать хранила "домашний очаг" и был отец и т.д. Хочу рассказать подлинную историю, которую я слышала много раз, так уж получилось.
Жила-была нормальная советская семья — папа, мама, дочь и сын. Дочь была старше сына на семь лет — в те времена это было нормально. Матери часто подгадывали рождение второго ребёнка так, чтобы декретный отпуск совпадал с поступлением старшего в первый класс. Дети хорошо учились. Дочка, скажем, Леночка, закончила институт (что-то престижное уже тогда — экономическое) и вышла замуж за офицера. Вот такое «бинго»: и престижная профессия, и престижный муж, им выдали какую-то служебную квартиру (это было уже начало 1900-х, но жильё им досталось — вот так повезло) и через небольшое время Леночка родила сына. Да ещё и их военный городок оказался совсем рядом с городом, в котором жили родители Леночки.
И никаких намёков на развал новой ячейки общества не поступало бы, если бы молодой муж не был специалистом по закладыванию за воротник, походам «налево» и кухонному боксу. Тогда многие офицеры спивались, это не было чем-то из ряда вон, но муж Леночки часто не приходил ночевать, даже не пытаясь скрывать от жены, что бывал у разных женщин: «А куда ты денешься с ребёнком?» - с этой формулировкой он оставлял на Леночке синяки.
Однажды ночью, после очередного загула, он распоясался больше прежнего и просто выгнал из дома жену с двухлетним сыном на руках. Это была поздняя осень, Леночка успела накинуть пальто на ночную рубашку, схватила ребёнка и выбежала на улицу. Идти ей было некуда, но она как-то дозвонилась до своей мамы из автомата (мобильных телефонов тогда не было).
Мать, которую разбудил в час ночи тревожный телефонный звонок, конечно, схватила деньги, какие были в доме, наспех оделась и помчалась искать такси или любой способ доехать до дочери и забрать её. Благо, военный городок был совсем рядом. И каким-то чудом ей это удалось. Она нашла таксовавшего водителя — тогда многие так подрабатывали.
Леночка ждала в подъезде, в домашних тапках и накинутом пальтишке, а под пальтишком – её двухлетний сын, тоже легко одетый и в одном носочке. Этот «один носочек» потом стал чем-то, вроде мема в их семье. Вспоминалось, как нечто самое страшное и тёмное в их жизни. История и впрямь ужасная, но не такая уж необычная. Даже банальная.
Но, помню, когда я впервые услышала этот рассказ, то задала вопрос:
«А где же был папа Леночки?»
Дело в том, что у Леночки был папа. Всё это время. Избитая и выгнанная на улицу с маленьким ребёнком на руках она позвонила в квартиру, в которой находились её мама и папа. Мама в час ночи «поймала» машину и помчалась забирать свою дочь из этого ада. А где был её отец?
По всему было видно, что никто в этой семье даже никогда не задавал себе этот вопрос.
«А причём тут папа?»
Да. Папа ни при чём.
Его дочь жила в ситуации, когда её ежедневно унижают и даже избивают — а что он сделает? Папа ни при чём.
В час ночи звонит телефон, жена вскакивает, собирается, ищет деньги — он этого не замечает? Ему неинтересно, куда жена помчалась среди ночи? Ему всё равно, какие опасности могут подстерегать женщину на улице в это время суток? При том, что у неё с собой какие-то деньги, а на дворе — начало 1990-х? А она «ловит» машину?
Самое поразительное в этой истории то, что все члены этой семьи хором удивились на вопрос, почему отец Леночки не принял никакого участия в этой ситуации. Никому из них даже в голову не пришло, что отец должен был как-то помочь дочери или хотя бы жене. От него никто ничего и не ждал.
Но, может быть, это он только к дочери так равнодушно относился? Может, он такой патриархал, что ему неинтересны все эти "бабские" дела, дочь вышла замуж - пусть терпит?
А к сыну у него другое отношение? А их сын к моменту развода Леночки (да, они развелись: одна из любимых женщин её мужа забеременела) поступил в очень престижный столичный ВУЗ. О своей студенческой жизни он рассказывает такое: "Мама, конечно, волновалась! Я один после школы, в Москве! Приезжала ко мне в общежитие каждые выходные с полными сумками продуктов" - она работала на оптовой продуктовой базе (отец работал на уже разваливающемся заводе). "А папа?" - " А причём папа? Он ни разу у меня в общежитии не был, да и зачем ему?"
Действительно, зачем папе знать, как живёт его сын? Зачем интересоваться, как живёт 17-летний парень в Москве один, без родителей?
Главное - что папа был! Присутствовал. Находился дома.
Этого считалось достаточно для того, чтобы семья была полной. А участия в жизни семьи и детей от него никто и не ждал.
Главное - у детей был отец! Дети видели нормальную модель семьи, да?