Ашинская трагедия считается одной из самых страшных в советской истории. Речь, естественно, о мирных временах, потому что была у нас Великая Отечественная война, в которой погибли миллионы советских людей.
Ашинская трагедия произошла в 1989 году – на закате СССР и унесла жизни более чем 600 человек, столько же еще и людей пострадало.
О том, что именно произошло, каковы были причины трагедии – читайте далее.
Ужасное стечение обстоятельств
Начиналось всё довольно-таки позитивно, радостно. Во-первых, поезд № 211 выехал по Транссибирской магистрали по направлению к Адлеру. Впереди пассажиров ждали: море, солнце, беспечный отдых и так далее.
Наверное, все люди были в предвкушении. Потерпеть несколько суток – и вот оно счастье.
К этому составу подцепили вагон с юными хоккеистами – воспитанниками команды «Трактор-73».
А навстречу этому составу двигался другой: «Адлер – Новосибирск» - скорый поезд № 212.
Если вы не знаете про эту историю и думаете, что составы столкнулись, то заблуждаетесь. Столкновения не было. Но и счастья это никому не принесло. Возможно, было бы лучше, если б поезда где-то столкнулись. Возможно, пострадавших и жертв тогда было бы меньше.
Поезда двигались навстречу друг другу, никто и не подозревал, что в точке, где они встретятся, произойдет трагедия.
Впрочем, кое-что настораживало людей, находившихся недалеко от станции Аша. И, если бы своевременно были бы приняты меры, то и трагедии удалось бы избежать. Возможно. Сложно гадать. Да и бесполезно. Потому что случилось так, как случилось. Плохо.
В 10 часов вечера диспетчеры, которые работали на железной дороге, неподалеку от станции Аша, получили информацию, что в воздухе чувствуется запах газа.
Никто не знал, что именно произошло, насколько всё опасно. Я так понимаю, что имела место халатность. Нужно было остановить движение поездов, разобраться в ситуации, выяснить, откуда появился газ, но этого никто не сделал.
И вот, когда составы были рядом друг с другом, раздался сильный взрыв. Он разбросал по разным сторонам железной дороги 11 вагонов. Многие из них были сплющены. Оба состава загорелись.
Это произошло около часа ночи 4 июня 1989 года.
Спасательная операция
На место выдвинулись пожарные и добровольцы. К месту катастрофы прибыли машины скорой помощи. Пострадавшим оказывали помощь на месте, людей отправляли в ближайшие больницы. Самых «тяжелых» транспортировали на вертолетах в крупные города: Уфу, Челябинск и другие.
Всего насчитали 623 пострадавших, которые получили травмы разной степени тяжести. В основном, ранения были серьезные.
И жертв, увы, было много – 645 человек. Некоторые из пассажиров проездов отправились в мир иной сразу, другие – позже, в больнице, например. Но это не имеет уже никакого значения. Факт в том, что 645 человек – это безвозвратные потери той катастрофы.
Люди, принимавшие участие в спасательной операции, столкнулись с рядом трудностей. Во-первых, долго не могли потушить пожар. С огнем справились только к 16 часам. Во-вторых, сложно было установить личности пострадавших. Документы были уничтожены при взрыве и пожаре. Наконец, непросто было найти останки тех, кто не выжил. Пожарные и добровольцы буквально просеивали землю.
Причины
Понятно, что причиной катастрофы стал взрыв газа. Но почему он произошел?
Очевидно, что из-за утечки. И нужно ответить еще на один вопрос: а откуда взялась утечка? Взрыв было очень мощный – как 300 тонн тринитротолуола.
По одной из версий, газопровод, который проходил недалеко от железной дороги, был поврежден ковшом экскаватора. Постепенно шел процесс коррозии, образовалось отверстие в трубе.
По другой версии, экскаватор ничего не повреждал, а коррозия могла образоваться из-за блуждающих токов.
Самое интересное и печальное, что, когда ответственным лицам стало известно об утечке, они распорядились повысить давление в трубе, и, конечно же, произошел взрыв.
Никакого умысла не было. Имела место халатность. И не одна. Во-первых, никто, выходит, не следил за состоянием трубы, по которой шел газ. Во-вторых, когда характерный запах чувствовался на большом расстоянии, никто не принял никаких мер. Результат: страшная трагедия.
Газопровод тогда законсервировали, а позже и вовсе отказались от его использования. Начиналась новая эпоха.