Операция «Валькирия», как неудавшаяся попытка части немецкой военной элиты «убрать Гитлера» (при поддержке политиков и дипломатов), получила широкую известность в массовой культуре.
«Заговор генералов» 20 июля 1944 года стал кульминацией целого ряда планов по смещению Адольфа Гитлера, первые из которых появились ещё в 1930-е годы.
На протяжении десятилетий заговорщиков на Западе пытались идеализировать, как «рыцарей без страха и упрека», героев Сопротивления. Но это очень сомнительная позиция, благо она была во многом развенчана в современной историографии (опять же, в основном западной).
Дело в том, что «военные заговорщики» представляли из себя конгломерат недовольных режимом, чрезвычайно разнообразный. Там были ярые монархисты, там были недовольные священнослужители и опасливые дипломаты, там были оскорбленные лично Гитлером или же опасавшиеся возмездия. Там было полно самых настоящих военных преступников и нацистов.
Впрочем, политика не приемлет слишком больших доз морали. И, казалось бы, какая разница, кем по убеждениям были эти люди? Главное, чтобы они Гитлера свалили и прекратили войну... вот тут и появляется ещё один нюанс.
Дело в том, что большая часть этих заговорщиков не стремилась прекращать войну и отдавать захваченные территории. «Генеральская фронда» ориентировалась на англо-американцев и рассчитывала примириться с ними.
А потом совместно выступить против Советского Союза. Так что успех «генеральского заговора» июля 1944 года мог создать куда более сложную ситуацию для СССР. Впрочем, оговорюсь, что некоторые заговорщики все же выступали за мир с Советским Союзом (и о них будет сказано в следующих текстах), но находились в меньшинстве.
Ключевой фигурой заговора на самом деле был вовсе не известный ныне почти всем Клаус Шенк фон Штауффенберг (станешь тут известным, когда тебя в кино играет Том Круз, а сам ты пытаешься взорвать Гитлера). Кстати, как раз Штауффенберг был согласен на мир с СССР, но не он принимал бы подобные решения в случае успеха заговора.
Локомотивами заговора были такие деятели как Карл Фридрих Гёрделер (фактический автор наиболее известных программ заговорщиков, последовательный сторонник идеи борьбы союза США - Великобритания - Германия против СССР), Эрвин фон Вицлебен (генерал-фельдмаршал, сам себя называвший «реакционером»), Вильгельм Франц Канарис (начальник Абвера) и так далее.
Стоявшие за ними дипломаты и офицеры практически поголовно были ярыми антикоммунистами (и надеялись продолжить войну «на востоке»), демократии же предпочитали монархию с ограничением парламента. Вот как о своих внешнеполитических целях и задачах рассказывали сами заговорщики:
«Мы при случае обсуждали возможности мира. В первую очередь о том, чтобы заключить мир с западными державами и вместе с ними совместно бороться с большевиками.
Фельдмаршал Клюге спросил меня, какой компромисс может быть достигнут с англичанами.
Я мог ему сообщить лишь то, что через месяц Валленберг изложил как английскую позицию: на востоке границы 1914 года; Польша и Литва должны образовать государственную унию и, ввиду их антибольшевистских настроений, примкнуть к Германии; Австрия и Судетская область остаются немецкими, Южный Тироль вплоть до линии Боцен - Меран снова будет немецким, район Эйпен - Мальмеди остается немецким, об Эльзасе - Лотарингии Германия будет вести непосредственные переговоры...» (с) Бывший начальник Абвера Вильгельм Канарис на допросе в гестапо. / Б. Л. Хавкин. Германский национал-социализм и антигитлеровское сопротивление, 2017.
В общем и целом, гитлеровское следствие пришло к выводу, что заговорщики планировали, свергнув нацистскую «вертикаль», помириться с англичанами и американцами для сосредоточения всех ресурсов против СССР.
«Они надеялись на возможность союза с Англией и Америкой против России...» (с) Kaltenbrunner-Berichte an Bormann und Hitler uber das Attentat vom 20. Juli 1944. Stuttgart, 1961.
По внутриполитическим вопросам имелось ещё больше разногласий, но «средняя линия» была приблизительно такой: «монархия с ограничением избирательных прав с опорой на вермахт». В общем, что-то похожее на франкизм (Испания) или хортизм (Венгрия).
Но в этой истории важно то, что сами англичане были в том же 1944 году не против, чтобы вермахт, после успешного переворота, продолжал бы занимать территории «восточнее старых польских границ».
Как известно, вокруг «польского вопроса» в Антигитлеровской коалиции велись споры постоянно. Британцы, следуя своей традиционной геополитической стратегии, не желали чрезмерного усиления какой-либо континентальной державы (особенно СССР). И все-таки это уже 1944 год, до Холодной войны осталось «всего ничего». А тут такая возможность.
Уже весной 1945 года Уинстон Черчилль будет вынашивать план создания нового «антисоветского фронта», с участием в нем 10 — 12 дивизий бывшего вермахта (Операция «Немыслимое»)...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!
Читайте также другие мои каналы на Дзене: