В ближайшем будущем в Хараулахской бухте (Якутия) создадут крупный транспортно-логистический центр для Северного морского пути (СМП), который позволит продолжить полномасштабное освоение Арктики, развить ряд крупных месторождений и в целом улучшит социально-экономическое положение Булунского района, где появятся новые дороги, энергетические объекты и другая инфраструктура.
Об этом сообщила пресс-служба республиканского правительства, ссылаясь на интервью главы региона Айсена Николаева, которое он дал в передаче «Прямой разговор» ГТРК «Саха» на канале «Россия 24». Чиновник отметил, что в рамках проекта предусмотрено строительство нового глубоководного терминала в районе села Найба, реконструкция действующего порта в Тикси и создание пассажирского терминала близ Неелово в одноименном заливе.
Об этой инициативе активно говорят на протяжении последних нескольких лет. В 2021-м подчеркивалось, что ввиду возросшей значимости СМП, расширение порта Тикси приобретает особую актуальность — в частности, это поспособствует обеспечению безопасного мореплавания в восточной части Севморпути. Заинтересованность в проекте в недавнем времени высказывали Китай и Япония, готовые участвовать в кампании. Однако сегодня потенциальным инвестором остается лишь КНР.
В состав сухопутных территорий Арктической зоны РФ входит 1,6 млн кв. км территории Якутии (общая площадь республики — около 3 млн кв. км), на которой проживает порядка 70 тыс. человек. Несмотря на различные меры господдержки, уровень жизни населения в арктических районах более низкий, чем в среднем по стране. Связано это, как отмечалось выше, главным образом в отсутствии необходимой, в том числе транспортной инфраструктуры. Последняя сегодня характеризуется крайне низким техническим состоянием и износом.
Густота круглогодичной транспортной сети здесь составляет 0,5 км на 1 тыс. кв. км. Летом преимущественно используются реки (в период навигации по ним перевозится 2,7 млн тонн грузов), а в холодное время года — автозимники. Единственным всесезонным видом транспорта остается авиация.
В связи с этим доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта на 40-70% превышает среднероссийский уровень. Что касается потенциальных крупных инвестиционных проектов, то для их реализации на этой территории необходимо строить подъездные коммуникации (в некоторых случаях сотни километров), стоимость которых зачастую превосходит стоимость основного объекта.
До 2035 года соответствующей Стратегией предусмотрено комплексное развитие территории Якутии, что неразрывно связано и с формированием на основе Северного морского пути востребованного международного транспортного коридора. Протяженность морской береговой линии региона составляет примерно 4,5 тыс. км. Единственным портом пока остается Тикси, требующий обновления и проведения дноуглубительных работ (сегодня глубина у причалов не превышает 5 м).
Соответственно, расширение порта и создание необходимой сопутствующей инфраструктуры решит проблему дорогого северного завоза и позволит приступить к реализации крупных инвестиционных проектов в этой части региона. Ожидается, что основными грузоотправителями станут недропользователи. И с освоением новых месторождений полезных ископаемых (нефть, газ, золото, алмазы, уголь и др.) объемы будут только расти.
Согласно предварительным подсчетам, грузооборот будущего порта к 2032 году составит около 20 млн тонн. Как скоро начнется реализация проекта, пока неизвестно. В данный момент проводятся предварительные исследования.