Не так давно «отгремел» саммит ООН в Париже, а проблемы как были, так и остались. По крайней мере вопрос с поставками зерна в беднейшие страны остался открытым, хотя вся вина в очередной раз была свалена на Россию. Мол, она одна виновата в срыве зерновой сделки, которая вообще-то мало «попахивала» гуманитарной помощью. И ничего, что ни одно из прежних требований России не было выполнено. Видимо она должна все терпеть, выполнять сторонние требования и быть довольна, что ее вообще включили в проект.
А то, что зерновой коридор, как и сама сделка, использовался Западом в политических и военных целях, не было сказано ни слова. Наоборот, лились крокодильи слезы по поводу стран Африки, которым теперь зерновые поставки окажутся недоступны.
При этом двум спикерам от лица России по поводу уничтожения УПЦ на Украине выступить не дали. Вернее, сделали все, чтобы эта тема на саммите не прозвучала.
Правда без казусов на саммите также не обошлось. Так президент ЮАР Сирил Рамафоса по поводу нового финансового пакта заметил своему бразильскому коллеге, что вопрос с общей валютой возможно решится наконец на саммите БРИКС.
Другое недоразумение произошло по отношению к лидеру Франции Эммануэлю Макрону. Как он ни рвался на встречу БРИКС, его все же не пригласили. Причем принимающая сторона в лице Рамафосы сделала это изящно, категорично и публично.
Тут могут быть два прочтения в стремлении французской стороны примкнуть к собравшимся. Либо действительно из-за разночтений с Вашингтоном Франция хочет чуть ли не вступить новый союз. И тогда, может быть, имело смысл допустить Макрона до БРИКСа.
Либо это очередная провокация Америки с тем, чтобы использовать Францию в качестве засланного казачка и получить доступ к БРИКСу, а затем использовать его в собственных интересах. Во всяком случае по настоянию России какое-либо присутствие Запада на августовском саммите исключено.
Будет ли продолжение у этого отступления развивающихся стран от давления Запада? Вполне возможно. По крайней мере в Париже тот же Рамафоса дал понять, что развивающиеся экономики больше не желают зависеть от прозападных решений.
Во всяком случае гораздо большим доверием пользуются страны БРИКС, которые придерживаются линии независимости и равноправия. Но сумеют ли они воспользоваться моментом и заявить о себе как о мощном экономическом образовании, способным изменить мировую геополитику? Сумеет ли обрести положение и власть и стать новым центром силы?
Объединенные резервы
В будущем саммите БРИКС примут участие 22 лидера более чем из 40 стран. Помимо основного костяка «пятерки» свою заинтересованность к союзу проявили такие страны как Бангладеш и Саудовская Аравия, Индонезия, Аргентина и Египет. На повестке дня будут стоять такие вопросы как создание общей резервной валюты и прием в ряды БРИКС новых членов из стран глобального Юга и Латинской Америки.
Но, пожалуй, первостепенной задачей было и остается создание объединенных резервов. В то время как Запад с помощью санкций все сильнее изолируется от Китая и России, объединению БРИКС необходимо решить, как действовать совместными усилиями. А именно сформировать общие резервы, с помощью которых можно было бы восполнять свои потребности в нефти, сельхозпродукции, полупроводниках и прочих продуктах.
Вероятно, для расширенного формата БРИКС+ понадобится новый вид сотрудничества. Например, область нефтепродуктов будет закреплена за добывающими странами, такими как Россия, саудовская Аравия и Иран. В этом случае взаиморасчет между странами союза может вестись в национальных валютах. Кстати, подобная идея была выдвинута Японией при создании глобальной резервной газовой системы для преодоления энергетического кризиса.
В свою очередь подобные резервные объединения БРИКС помогут бороться с западными санкциями, даже если они направлены на одну страну. Более того с их помощью можно гораздо легче решать финансовые проблемы, например нехватку долларов в некоторых странах.
Подводные камни
Они безусловно имеются. В первую очередь это известные трения между Китаем и Индией, которую Вашингтон всеми силами пытается привлечь на свою сторону. Причем разногласия между Дели и Пекином наблюдаются в самых разных сферах, начиная от приграничных территорий и заканчивая взаимной высылкой представителей СМИ из страны. Очевидно, что нежелание договориться может привести к нежелательному расколу внутри БРИКС, который тогда вряд ли сможет добиться желаемых результатов.
Не менее опасно бесконтрольное расширение «пятерки», которое также чревато разногласиями между вновь прибывшими в союз членами. Скажем между Саудовской Аравией и Ираном. Поэтому важно выработать стратегию взаимного сотрудничества и избегания любого рода противостояния. К слову, стоит вспомнить о «хромой утке» G20, которая сразу же сняла вопрос об улаживании военного конфликта на Украине с повестки дня сентябрьского саммита.
Наконец, не стоит забывать о начавшейся в мире игре в ядерные шахматы. Равновесие ядерного арсенала рискует быть нарушенным после размещения его в странах, не имеющих собственного смертельного оружия. Каким образом поступит группа БРИКС в этом случае и станет ли приветствовать подобное «перемещение» ядерного вооружения?
Сила и слабость ограничений
И все же встречу БРИКС с нетерпением ожидают не только страны-участницы, но и уже сложившееся вокруг них «окружение». Все надеются, что при взаимной договоренности этому объединению не будет равных. Достаточно выработать успешные стратегии, с помощью которых можно будет преодолеть геополитическое минное поле. В том числе перейти от однополярного мира к многополярному без ущемления прав отдельных стран.
Иными словами, сложить ту мозаику, которая была изначально задумана при создании многоликого и многовекторного мира. БРИКС вполне может стать отправной точкой для всего развивающегося сообщества: от ЮВА и Африки до Латинской Америки. Возможно, как раз из стран «пятерки» вырастут будущие сверхдержавы, которые смогут изменить установленный порядок. Если не БРИКС, то кто еще?
А вы, дорогие читатели, что думаете о предстоящем саммите и будущем стран БРИКС?