Найти в Дзене
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Андрей Иванов — нефтегазовые проекты на Западном Таймыре должны учитывать интересы коренных народов

Сейчас из-за отсутствия этнологической экспертизы диалога с общинами нет

На Западном Таймыре развивается новая нефтегазоносная провинция. Однако работы проводятся с недостаточным взаимодействием с коренным населением этих территорий. Почему это является проблемой и как этнологическая экспертиза может помочь в ее решении, рассказывает Андрей Иванов, руководитель Бюро арктических компетенций — обособленного подразделения ПОРА в Норильске.

«Институт этнологической экспертизы позволяет не только решать вопросы защиты коренных малочисленных народов перед промышленными компаниями, но и поднимать проблемы развития территорий. В ходе этнологической экспертизы по локальным проектам экспертная комиссия получает информацию по обширной проблематике, связанной с обновлением социальных и инфраструктурных объектов, собирает пожелания в отношении перспективных проектов.

Открещиваться от этих, на первой взгляд, внешних данных никак нельзя — проекты не существуют вне окружения, и компании должны содействовать развитию местных сообществ. Например, по итогам этнологической экспертизы после аварии в мае 2020 года «Норникель» принял программу поддержки коренных малочисленных народов Таймыра в размере 2 миллиардов рублей.

На Западном Таймыре существует скрытая проблема — это отсутствие этнологической экспертизы намечаемой деятельности на нефтегазовых лицензионных участках. Таких участков несколько десятков, на них ведутся работы, но диалога с общинами нет. Формальные общественные слушания не позволяют оценить изменения и рассчитать размеры ущерба от действий новых недропользователей. Нефтяники говорят, что работы пока геологоразведочные, то есть неизвестно, обнаружат ли на участках промышленные запасы. Но ведь работы проводятся, и исконной среде обитания коренных народов наносится значимый урон.

Принятие федерального закона об этнологической экспертизе позволит выровнять ситуацию. Но к тому времени пройдёт немало времени, а пока что становление новой нефтегазоносной провинции на Западном Таймыре происходит с недостаточным взаимодействием с коренными народами».