Милое щебетанье женщин за обеденным столом, смех, разговоры. А там, где собирается несколько поколений женщин, мужчинам лучше не присутствовать, если речь заходит о них, о мужчинах.
Но, мужчина был. Один.
Оля подумала, что муж, если что сможет отстоять мужское достоинство всех мужчин мира, и ушла в свои мысли.
Ей так было хорошо этим летом, они отдыхали в своей деревне, кругом тишина, покой. Периодически приезжали гости, собирались за столом, весело разговаривали, спорили, вот как сейчас.
Ольга услышала, что разговор зашёл о цветах. Вернее даже не о цветах, а о вазе, которую решила купить дочь, увидев в местном магазине. Кто-то из женщин вспомнил, что в вазу надо ставить букет, а букет желательно, чтобы был подарен любимым мужчиной. И понеслось... Знаете как бывает, когда затронули тему в разговоре, а для кого-то она оказалась больной... Кто-то спросил:
- Девочки, а как часто вам ваши мужчины дарят цветы?
- Да, - подумала Оля, - бедные мужчины, сейчас им мало не покажется, попадись женщинам на язычок, да ещё в такой весёлой компании.
Сегодня на обед у Ольги была её любимая окрошка, впрочем, её любили все, кроме мужа и старшей дочери. Ну не понимали они это загадочное слово "окрошка".
- Значит, для вас вместо окрошки, мои любимые люди, будет салат с картошечкой, говорила Ольга в таком случае.
Никто и не спорил. В деревне, летом хотелось простой незамысловатой еды.
В эти Олины мысли вдруг влетел голос мужа:
- Я своей жене гарантированно дарю цветы три раза в год!
У Ольги чуть ложка не выпала из рук от такого заявления мужа, а Ольгин мозг мгновенно, даже непонятно из каких уголков памяти выдал, что он помнит только два гарантированных раза.
Самое старшее поколение, в лице всеми любимой бабушки, тут же вынесло вердикт:
- Всё правильно! На день рождения, на восьмое марта и на Новый Год!
Ольга практически подавилась окрошкой, толи от подступающего смеха, толи от того, что не могла вспомнить того третьего гарантированного букета в своей жизни, который дарил муж каждый год. Конечно, букетов было больше, спонтанных, внезапных, от нахлынувших чувств, от нечаянной радости, от переполнявших душу и сердце эмоций. Но сейчас муж говорил о трёх гарантированных букетов в год. Восьмое марта и день рождения, но что ещё?
Ольга услышала, что все за столом стали смеяться и обсуждать букет на Новый год.
- Ну, на Новый год цветы если только от Деда Мороза, - засмеялась старшая дочь Ольги, - бабушка, а тебе что муж на Новый год цветы дарил?
- Мне нет, - ответила бабушка, - но Олюшке, наверное, дарит, где третий-то раз для букета взять?
И за столом дружно засмеялись.
Как Оля любила эти переливы смеха, вроде пустые разговоры, ни о чём, но это и есть повседневная милая жизнь, жизнь, дающая силу, воспитывающая в добре, в семейных традициях будущее поколение, которое тоже сидело за столом и с аппетитом уплетало окрошку.
- Господи, на какое третье событие мне муж дарит букет? Ольга понимала, что ей становится стыдно... Она не может вспомнить...
- Так когда, Ольга, ты получаешь третий букет? - все посмотрели на неё?
Ольга застыла с ложкой окрошки и прошептала:
- Извините, кроме Восьмого марта и дня рождения, я не помню...
За столом воцарилось молчание... И голос бабушки в тишине показался громом среди ясного неба:
- Новый год не подходит?
Ольга подняла глаза и встретилась взглядом с мужем. Муж смотрел на неё внимательным пронзительным взглядом, слегка улыбаясь. И Ольга вспомнила ...
Как она могла забыть? Как?
День свадьбы!
Ольга, глядя мужу в глаза, прошептала:
- Прости...
- Так когда третий раз? Что вы молчите? - терпение бабушки закончилось.
- Третий раз папа дарит маме букет в день их свадьбы, не могу уже больше молчать, - промолвила младшая Ольгина дочь, женщина за столом ещё не самого младшего поколения.
- Я знаю, я знаю, - закричала маленькая Настюшка,- это ромашки, это огромный букет, дедушка их в поле собирает, я однажды с ним была, тоже собирала, он сказал, что он каждый год дарит полевые ромашки бабушке.
Оля стояла и чувствовала, что к горлу подступает комок и сейчас из её глаз польются слёзы.
Как она могла забыть? Какое-то временное помутнение. Да, так повелось в их браке, каждый год муж в день их свадьбы, а свадьба была у них в то время, когда цвели ромашки, муж дарит букет полевых цветов. Ромашек, собранных в поле. Где бы они не были в этот день, муж найдет ромашки и принесёт их Ольге. Дороже этого букета для неё нет никакого другого. Её так не трогают розы на день рождение, ни тюльпаны на восьмое марта.
Как она могла забыть?
- Оля, - муж подошёл и обнял. Она уткнулась в его плечо и заплакала.
- Горько, горько, - закричала маленькая Настя, постукивая ложкой о стол.
И Ольгины слёзы уже полились от смеха.
- Какое горько, тут память лечить надо - промолвила бабушка, - а может и не надо, сюрприз будет каждый год!
Смех за столом полетел с новой силой.
- Не дари мне цветов покупных, подари мне букет полевых, как мило, - промолвила Ольгина соседка, и крикнула:
- Горько!
- У нас не сегодня день свадьбы, - через смех ответила Ольга.
- Да какая разница, всё равно горько!..