1213 год
Священная Римская империя, Брабант
Когда Людовик, граф Лоон, и Гугон, епископа Льежа, послали вызов Генриху Смелому, графу Брюсселя и герцогу Брабанта (правил в 1183-1235 гг.), герцог принял вызов (смотри публикацию «Обручение проводил священник, отлучённый от церкви») и обе армии сошлись в битве у города Степс.
Войска сторонников папы были выстроены следующим образом. В центре стояли рыцари епископа Гугона и ополчения из городов епископата. На одном фланге стоял с ополчением из Динана Теодерик из Рошфора, на другом со своими рыцарями стоял Людовик, граф Лоон. Отряды стояли в низине у холма, на котором расположились рыцари Генриха Брабантского. Солнце било в глаза воинам из Льежа.
Герцог Генрих объявил своим рыцарям, что тот, кто захватит в плен графа Лоона получит большую награду. Сам же герцог поменялся доспехами с рыцарем Генрихом де Гольдебергом.
После этого противоборствующие войска начали не спеша сближаться. Пехотинцы епископа, выставив перед собой копья, устроили стену из щитов и копий.
Брабантцы подняли крик. Льежцы ответил им с не меньшей силой своих голосовых связок.
Брабантцы начали метать пыль и грязь в льежцев. Воины второй линии льежцев отвечали им тем же. Епископ Гугон прошёл к своим воинам из Льежа и предложил им исповедаться перед битвой. И в этот момент граф Людовик трижды прокричал девиз своего графства Лоон и повёл своих рыцарей в атаку на брабантцев. Он сумел прорвать вражеские ряды и битва разгорелась едва ли не в тылу у брабантцев. Многие из рыцарей Брабанта, помня об обещанной герцогом Генрихом награде, старались либо убить, либо захватить графа Людовика живьём. Началась свальная рубка. На помощь графу Людовику прорвался со своими воинами его брат Генрих, препозит Маастрихта, и остался без коня. Его коню отрубили ногу. Всадники из Лоона нашли Генриху другого коня и он принял участие в рубке рыцарей. В этой рубке пал одетый в доспехи герцога Генрих де Гольдеберг.
Тем временем на другом фланге Теодерик из Рошфора и его соратники опрокинули стоявших против них и устроили кровавую резню.
Воодушевёенные примером рыцарей графа Лоона и динанцев Теодорика, льежцы и ополченцы городов епископа усилили натиск. Они секирами, саблями и мечами рубили брабантцев. Особенно рьяно рубились жители Льежа, желая отомстить воинам герцога Генриха за свои беды и своих обесчещенных жён и дочерей.
Когда герцог Генрих увидел, что один его фланг полностью разгромлен, а на другом погибают его лучшие рыцари один за другим, он обратился в бегство. Всадники последовали его примеру, а вот пехотинцы… Кто сдался в плен, кто был зарублен без пощады.
И в этот момент герцог Арденн, желая спасти своего родственника герцога Генриха, объявил людям графа Лоона, кто оказался подле него: «Бегите, несчастные! Ваш господин мёртв, епископ же в плену!». Кое-кто перепугался и обратился в бегство. Но основная масса, услышав боевой клич своего графа, ринулись в гущу боя.
Бегущих брабантцев преследовали всадники, убивая тех, кого настигали. Пехотинцы же занялись захватом обоза и раздеванием павших. Тех, кого настигали из пехотинцев герцога Брабанта, раздевали, забирая их доспехи и одежду, и рубили топорами и саблями.
Если кого находили живыми и лежащими на земле, убивали сразу же, не разбираясь свой или чужой. Так погиб Ансельм, рыцарь из Флерона, и ещё двадцать семь человек из войск епископа.
Бегущих гнали до поместий Шапово и Алле.
Герцог Генрих сумел спастись, имея при себе лишь немногих соратников.
В этой битве герцог Генрих потерял две тысячи четыреста воинов и рыцарей.
Павших в этой битве побросали в навозные ямы и прикопали. Местные бродячие псы раскапывали эти ямы и поедали мёртвых. После этого по той местности нельзя было пройти в одиночку или вдвоём, но только вооружённой толпой, способной отбиться от нападения стай псов людоедов.
Сражение состоялось 13 октября 1213 года.
Ночью победители подошли к замку Анию. Окрестности пожгли. Защитников замка заставили вручить ключи епископу и принести ему присягу.
Утром, продвигаясь вдоль реки Же, жгли на своем пути всё, что принадлежало герцогу Генриху. В этот же день горожане Синт-Трёйдена сожгли селение Леув, а всё имущество, захваченное в Леуве, отправили на повозках в свой родной город. Войско епископа и графа Лоона направлялось к Лувену, когда их догнали вестники из Юи. Оно сообщили, что воины замка Ания ограбили обоз, который вёз провизию войскам епископа, а сопровождающих из горожан Юи убили. Пришлось разворачивать войска, вновь идти к Ании и брать её штурмом.
Герцог Генрих направился к графу Феррану и просил его уговорить епископа прекратить грабить владения Брабантов. Ферран и граф Булони отправились вместе к епископу и уговорили его заключить перемирие с герцогом Брабанта. При этом два сына Генриха Брабантского были в заложниках у графа Феррана. Епископ , который десять дней опустошал земли герцога Брабантского и спалил у того 32 поместья, согласился на перемирие и вернулся в Льеж.
Более того, граф Ферран уговорил епископа снять отлучение с Брабанта.
(Источники: Анналы Рейнера Льежского, Королевские анналы из Кёльна, Лоббские анналы)