В Таджикистан завозят зерно и пшеницу в основном из Казахстана и за редким исключением - из РФ. Почему российский товар не доходит до республики - в материале
ДУШАНБЕ, 27 июл — Sputnik. Россия продолжает занимать лидирующие позиции в мире среди стран - экспортеров зерна, даже несмотря на санкции. Так, до конца 2023 года РФ может продать его почти в 160 стран.
Как ранее заявил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, основными импортерами российского зерна являются страны Ближнего Востока (39%), Африки (20%), Азии (31%) и Европейского союза (7%).
И хотя в списке присутствует Центральная Азия, в Таджикистан завозят зерно и пшеницу в основном из Казахстана и за редким исключением - из России.
Почему российский товар не доходит до республики - разбирался Sputnik Таджикистан.
Простая математика
Одним из основных товаров, импортируемых в Таджикистан, является мука. На сегодняшний день ее ввоз в республику осуществляют 16 предприятий и компаний, лидер среди которых "Абубакри Дилшод" (64%).
Согласно статистике, 94,87% продукции поставляется из Казахстана и лишь 5,13% приходится на Россию.
При этом бизнесмены и работники сельскохозяйственной отрасли уже давно признают, что цены на пшеницу и зерно из РФ косвенно, а главное, положительно влияют на стоимость муки на рынках республики. И математика тут простая.
Таможенная служба Таджикистана отчиталась, что с января по июнь 2023 года страна закупила свыше 21 тыс. тонн муки на 7 млн долларов (при средней стоимости 335 долларов за тонну, что на 19 долларов дороже аналогичного периода 2022-го).
Несмотря на увеличение расходов при импорте, объемы поставок сократились на 8,3%. Эксперты полагают, что это связано с увеличением производства внутри страны: в первом полугодии произведено 235 тыс. тонн муки, что на 3,3% больше января-июня 2022-го.
Увеличение производства муки напрямую связано с ростом импорта пшеницы.
В этом году Таджикистан закупил 420 тыс. тонн на 119,6 млн долларов. Средняя стоимость составила 284 доллара за тонну - аж на 35 долларов дешевле, чем было в 2022-м. Импорт зерна также вырос до 46 тыс. тонн (+12,4%).
Пшеничный след России?
Сейчас в Таджикистане импортом пшеницы занимается 59 предприятий (+ 4 компании к первому полугодию 2022-го). Основными из них являются "Хубджам Инвест" (27,8%), "Сомон Гизо Саноат" (10,8%) и "Алвадуд" (9,5%).
Доля российского товара на таджикском рынке ничтожно мала - всего 0,02% против казахских 99,98%. Такая ситуация связана с тем, что все контракты на поставки пшеницы заключены между республиками еще в начале года. Но несмотря на этот факт, ситуация на рынке Таджикистана напрямую связана с Россией.
Например, весной и летом 2022-го в республике внезапно повысились цены на пшеницу. Мешок муки стал дороже аж на 100 сомони, поднявшись в стоимости до 300-350 сомони. Но с середины осени цены стабилизировались.
Сегодня стоимость мешка в Душанбе колеблется от 220 до 245 сомони, в Согде - от 215 до 220, в Горно-Бадахшанской автономной области - от 235 до 265 и в Хатлоне - от 235 до 240.
Как пояснил Sputnik Таджикистан экономист Нурулло Хусейнов, основной путь российской пшеницы в Центральную Азию, Китай, Афганистан и Пакистан лежит через Казахстан. И в связи с международной политической ситуацией фактически товар "испаряется" на границе.
"В 2022 году, когда в результате экономических санкций Запада в отношении к России мир охватил продовольственный кризис, мы стали свидетелями повышения цен на пшеницу и муку на рынках Таджикистана и Центрально-Азиатского региона на 20-30%. Но, когда РФ возобновила поставки в Казахстан, за короткий срок цены не только остановились, но и снизились", - напомнил он.
И подобное развитие событий произошло не в одной сельскохозяйственной отрасли. В частности, в первой половине 2022-го цены на топливо росли чуть ли не в геометрической прогрессии, пока РФ не стала отправлять его в дружественные страны, сетует экономист.
Дорого и невыгодно
Перевозка зерна на большие расстояния экономически невыгодна, прокомментировал низкие поставки российский продукции в Таджикистан директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ доктор экономических наук Алексей Зубец.
"Россия, являясь крупнейшим в мире экспортером пшеницы, понимает, что зерно - груз относительно дешевый на единицу массы. Это не золотые слитки или айфоны по высокой удельной стоимости. Поэтому в Таджикистан проще поставлять то зерно, которое производится в Казахстане, а российское идет на экспорт в другие страны морским путем", - сказал эксперт.
Зубец объяснил, что с точки зрения логистики Душанбе выгоднее и проще импортировать у центральноазиатского соседа.
"То обстоятельство, что Таджикистан покупает небольшое количество российского зерна, определяется прежде всего фактом, что его тяжело перевозить железной дорогой на большие расстояния. <...> Это довольно дорогое удовольствие. Из Казахстана гораздо проще делать, поэтому республика покрывает нужды за счет поставок соседа", - объяснил он.
Однако закупка Казахстаном зерна у России никак не связана с последующей перепродажей другим странам, подчеркнул экономист.
"Это просто связано с тем, что перевозить зерно на большие расстояния невыгодно. Казахстан - страна большая. Восточные регионы, где многочисленное население и концентрация промышленности, гораздо проще снабжать из прилегающих территорий России, где есть свое производство зерновых", - добавил Зубец.
Тише торгуешь - больше продашь
В текущих реалиях весьма затруднительно установить объемы экспорта из России каких-либо стратегически важных продуктов, к каковым, безусловно, относится пшеница, отметил профессор кафедры экономики и экономической географии Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Ренат Карамурзов.
"В нынешних обстоятельствах РФ и практически все ее партнеры скорее будут стараться не показывать истинных масштабов сотрудничества. Намного "спокойнее" будет, напротив, занижать реальные цифры", - отметил он.
Учитывая вполне понятное стремление не афишировать текущие объемы и структуру торговли, по мнению Карамурзова, Москва действительно может пользоваться "серыми схемами" для поставки товаров в Центральную Азию.
"Нельзя исключать, что немалая часть поступающей сейчас из Казахстана пшеницы изначально была произведена в России и маркируется как казахстанская лишь с целью обхода санкций", - отметил он.
В то же время эксперт обратил внимание, что Таджикистан на протяжении десятилетий был одним из крупнейших потребителей казахстанских зерновых. Так, согласно имеющимся данным, в период с 2016-го по 2020-й объемы ввоза в республику продукции из Казахстана были от 3 до 5 раз выше таковых из России.
"Поэтому версию, что в последние 2 года меньший объем импорта Таджикистана из РФ, чем из Казахстана, связан с реэкспортом, лучше высказывать осторожнее. В целом это не исключено, но статистика предыдущих лет показывает, что и до введения жестких ограничений в отношении Москвы Астана была основным поставщиком зерновых в Таджикистан”, - заключил экономист.