В дни открытия Второго саммита Россия - Африка в Санкт-Петербурге мы решили побольше рассказать о нашей африканской коллекции и тех предметах, которые представлены в разделе постоянной экспозиции "Религии народов Западной Тропической Африки". Сегодня мы расскажем об экспонате, который сразу же привлекает внимание посетителей своим необычным видом.
В традиционных обществах Тропической Африки, сохранявших архаическое мировосприятие, главной целью в сознании людей было воспроизводство жизни: людей, растений, животных – всей природы, неотъемлемой частью которой люди себя ощущали. Поэтому забота о плодородии людей и природы, об обеспечении и сохранении урожая, о необходимом количестве дождя, об удаче на охоте стояла в их деятельности на первом месте. Забота эта осуществлялась как физическим, так и магическим способом. Одним из примеров последней было использование магических помощников, к которым можно отнести фигурку нкиси. Выполнить ее может только колдун. Простому человеку заниматься магией строго запрещено. В строгом молчании выбирается дерево, из которого вырезается фигура. Фетиш устанавливается в доме и может помогать, например, в удачной охоте. Фигурка считается объектом, в котором живет дух, который может выслеживать и причинять вред людям.
Заказать фигурку может охотник, рыболов, землепашец и др. Помимо помощи на охоте фигурка нкиси может охранять поле от воров. Считается, что нкиси «следует за тем, кто придет сюда красть» и «ломает ему шею». Нкиси могут создать для предотвращения или лечения болезней, решения судебных споров.
Данные статуэтки – прообраз кукол вуду, и в начале XX века до 1980-х годов исследователи помещали нкиси в категорию вредоносного колдовства. Затем мнение специалистов несколько изменилось: нкиси стали считать многофункциональным, так как он может не только реализовывать агрессию, но и защищать, и исцелять.
«Оживляется» фигурка посредством жертвоприношения и магической смеси, вложенной в специальное углубление на животе. В эту смесь могли входить зёрна, волосы, зубы, ногти, перья или комочки глины. Таким образом, в каждую статую подселялась сущность, иногда для этих целей использовались останки соплеменников. Если умирал колдун, части его тела также помещались в нкиси. Это были самые сильные нкиси. Их еще называют «нконди» (означает «ночной охотник») и используют для нападения, активной защиты, для поиска и наказания преступников: воров, нарушителей договоров и клятв. Обычно это углубление закрывается обломком зеркала. Есть версия, что человек, приходящий с просьбой, смотрел в зеркало, и его взгляд «запоминался». Так нкиси узнавал своего «клиента». Забивание гвоздя активирует магическую силу, которая будет направлена на выполнение поставленной цели. Говорят, что колдун «наматывает» на гвоздь энергию.
Все статуи деревянные и разного размера: от десяти сантиметров до полутора метров. Часто от размера зависели и выполняемые задачи. Маленькие служили для индивидуального использования, большие – для общинного.
Данная фигурка была выполнена в Конго представителями народов баконго в XIX веке.
Некоторые ученые считают, что португальские миссионеры привезли в Конго образы Христа, который прибит к кресту, и это повлияло на традиции конголезцев. Есть также версия о том, что в Конго легко было принято христианство, так как народ Баконго считал Христа одним из нкиси.
Нкиси были долгое время неизвестны в Европе, потому что христианские миссионеры, работающие в Африке, выслеживали их местонахождение и сжигали. Статуи, все-таки попадавшие в Европу, тайно хранились в частных коллекциях. Их и сейчас немного в числе музейных экспонатов.
Те, кто очарован африканской тематикой, обязательно посмотрите наши статьи. Например, "Африка в кино: Рианна, Марвел и Чивара" или "Изображая людей", или "Африканские исследования". А еще у нас есть статья, состоящая из двух частей, посвященная канонам женской красоты у африканских народов. Часть I и Часть II тоже можно полистать.