«У любой истории есть начало и конец. И самое главное – конец. Начало не всегда хорошее, начало чаще плохое, но это неважно. Важно, что в конце все становится лучше…»
Завязка этой истории лукавит. Здесь не будет ничего хорошего ни в начале, ни в середине, ни в конце. На редкость мрачная и жестокая история. Главные её герои – дети, но судьба им досталась удивительно незавидная. Пятнадцатилетняя Петронелла, которая предпочитает сокращённый вариант своего имени – Нелла (в её родном городке так называют крапиву, и девочка искренне считает, что такое имя ей очень подходит), и её тринадцатилетний брат Роберт – по сути, брошенные, никому не нужные дети, хотя их родители вполне себе живы и здоровы. Вот только отец кочует по тюрьмам, а мать забывает обо всём, лишь завидев бутылку. На детей им наплевать. И если Нелла в достаточной степени самостоятельна и может о себе позаботиться, то Роберту явно нужна помощь. Однако никому, кроме сестры, он не нужен и не интересен. Покрытый экземой слабовидящий косоглазый мальчик с отставанием в развитии и энурезом, обучающийся в коррекционном классе, совершенно не вызывает симпатий у окружающих. И лишь сестра готова ради него на всё. Даже на противостояние с местной подростковой бандой, жестокость которой поражает воображение. Ради Роберта Нелла будет терпеть побои, лгать, воровать. И даже пожертвует настоящим чудом, встретившимся на её жизненном пути. Всё ради брата. И всё зря.
Не знаю, насколько правдива картина мира, которую автор предлагает читателю. Такая Швеция первой половины 80х годов прошлого века отнюдь не напоминает «райский сад» господина Борреля. Жизнь героев этой книги течет среди насилия, грязи, бедности. Пьянство, наркомания, контрабанда и бандитизм. И очень много насилия. А ещё тотального равнодушия. Ни за что не поверю, что жители крошечного городка не видели, что творится на его улицах, а педагоги в школе не отдавали себе отчёта, что некоторые ученики явно нуждаются в незамедлительной помощи. Всё видели и всё понимали, но молчали. И именно это молчание и нежелание вмешиваться чуть не привело в итоге к трагедии. Впрочем, финал этой истории счастливым тоже не назвать.
Герои, за единственным исключением, скорее неприятны. Нелла поначалу вызывала симпатию (чего нельзя сказать о Роберте) и сочувствие, однако, чем дальше, тем больше её поступки вызывают удивление и даже неодобрение. Нуждаясь в срочной помощи, не просто отказывается от неё, а прячется от тех, кто может помочь. Пытается решить свои многочисленные проблемы самостоятельно и даже не пытается добиться справедливости. А жертвенная любовь героини к брату и вовсе смахивает на какое-то расстройство, тем более что Роберт, как кажется, не слишком-то в этой любви нуждается. Ну а когда ради спасения брата она решилась на предательство доверившегося ей существа, в моих глазах она упала окончательно. И более всего удручает и кажется странным то, что в итоге всё-таки потеряв связь и с единственным другом и с обожаемым братом, она принимает случившееся как само собой разумеющийся факт и даже не слишком переживает. Так для чего всё это было? Ответа нет. Как не будет и ответа на вопрос, что за существо встретилось Нелле на жизненном пути и пожертвовало собой ради неё. Жертва, на мой взгляд, была напрасной. Но именно он, водяной, и выглядит для меня здесь единственным положительным героем.
Категорически не рекомендую это произведение всем любителям животных – их тут мучают и убивают регулярно и чрезвычайно жестоко. Тем, кто не любит излишне кровавых сцен, тоже от чтения лучше воздержаться. Книга очень на любителя, впрочем, кажется, для скандинавской литературы это почти норма.