Найти тему
ЭКСПЕРТ-УРАЛ

Как повысить эффективность бизнеса при определенных мерах поддержки со стороны государственных и частных структур

Встречу предпринимателей с добрыми волшебниками организовали журнал «Эксперт-Урал» и Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП). Конференция, которую мы провели в Екатеринбурге в июне, получила название «Пять экспертов». Здесь выступили пять экспертов — каждый в своем деле. Это представители малого и среднего бизнеса, которые ведут бизнес по самым разным направлениям — от сельского хозяйства до креативной индустрии. Особенность мероприятия была в том, что здесь не просто презентовали успешные бизнес-кейсы. Участникам встречи, таким же предпринимателям и самозанятым, было интересно понять, как работает или мог бы работать бизнес при оказании определенных мер поддержки — со стороны как государственных, так и частных структур. С этой целью на конференции работал экспертный совет, который давал рекомендации в части оказания поддержки конкретному бизнесу, исходя из его потребностей.

Бизнес-кейсы

Скульптуры литейного дома «Дубровин» можно увидеть во многих российских городах и даже за рубежом. Среди них — «Горожане» и скульптура легендарного десантника, Героя Советского Союза Василия Маргелова в центре Екатеринбурга, семиметровый памятник в центре Перми меценату Николаю Мешкову, композиция, посвященная «Уралочке» и ее бессменному тренеру Николаю Карполю около Дворца игровых видов спорта в столице Урала, памятники инженеру-металлургу Владимиру Грум-Гржимайло в Верхней Пышме и основателю ансамбля «Песняры» Владимиру Мулявину в Минске, горельеф Чингиза Айтматова в Бишкеке.

Директор литейного дома «Дубровин» Иван Дубровин:
Директор литейного дома «Дубровин» Иван Дубровин:

— У нас существуют два направления. Во-первых, литейный цех в Екатеринбурге, на Уральском заводе РТИ. Во-вторых, есть уникальное место — загородная мастерская «Долина скульпторов». Туда мы приглашаем авторов, бесплатно выделяем им залы, где они лепят. Там работает повар, для них организовали трехразовое питание. Созданы все бытовые условия (вплоть до смены белья трижды в день) для того, чтобы скульптор приезжал и реализовывал себя. Но всё, что он там сделает, достается литейному дому «Дубровин». Вот такое наше конкурентное преимущество, которое мы придумали и которое работает. Не надо гоняться за бабочками, как чаще всего происходит, нужно каждый день с любовью возделывать свой сад, и тогда бабочки прилетят к тебе сами. Это относится к любому бизнесу. Каждый день на работу я не иду, а лечу, потому что мне нравится мое дело, я переживаю за каждый заказ.

Вопросы от предпринимателя:

— У нас есть проект, который называется «По мотивам Фаберже». Каждый год выпускаем статуэтку, символ года. Продаем ее по полторы тысячи штук в декабре, но пока только за счет личных встреч. Сейчас пошли по другому пути, сделали сайт, посвященный продажам сувенирной продукции. Потратили на рекламную кампанию 100 тыс. рублей. Прошел месяц — результат ноль. Что мы делаем не так?

— Нам очень часто звонят банки и предлагают кредиты — под 15 — 18% годовых. Чтобы получить под 12%, нужно вообще заложить всё свое имущество и сдать все анализы. Есть ли возможность получить кредит под меньший процент на короткий срок — до трех месяцев?

Компания Groom, специализирующаяся на стрижке собак и кошек, — это франчайзинговая сеть, состоящая из 99 груминг-салонов (в том числе два — в Казахстане, вскоре выходит на рынок Бахрейна), пяти академий груминга, кол-центра и опытного производства средств по уходу за домашними животными в технопарке высоких технологий Университетский (Екатеринбург). На днях открылось новое направление — студия заточки грумерского инструмента. Всей экосистемой руководит управляющая компания (подробнее см. «Грумер всея Руси», «Э-У» № 10 — 13 от 27 марта 2023 г.).

Основатель и руководитель Groom Дарья Гоц:
Основатель и руководитель Groom Дарья Гоц:

— У нас в штате более 250 сотрудников-гру­меров, которых мы вырастили с нуля. Вместе мы за прошлый год подстригли 98 тыс. собак и кошек. Если представить расстояние, это очередь из питомцев от Екатеринбурга до Ревды. В маркетинге мы пытаемся делать простую, но централизованную систему рекламы и привлечения клиентов. Для наших партнеров-франчайзи она составляет всего лишь 5% от выручки, но в масштабах крупной сети получается очень приличный рекламный бюджет.

Мы не боимся общаться с властью. Когда в период пандемии приостановили работу многих видов бизнеса, мы написали письмо губернатору Свердловской области о том, что груминг остановить нельзя, привели доводы. Спустя пять дней нам ответили, что наша деятельность не запрещена и мы можем продолжать работать. Плюс к этому нам сообщили из банка, что, оказывается, наш ОКВЭД подлежит субсидированному кредиту, который не нужно возвращать, если мы его потратим по целевому назначению. На эти средства мы запустили в России контрактное производство косметики для животных. В наших планах — построить в Свердловской области завод по выпуску средств по уходу за домашними животными. Это производство призвано показать эффективность взаимодействия между бизнесом, властью и обществом. Помимо производственных цехов, здесь будут ветеринарный кабинет, груминг-салон и питомник для собак, куда могут прийти все желающие и приобщиться к культуре содержания домашних животных..

Вопрос от предпринимателя:

— Инвестиции в строительство нашего завода составляют около 240 млн рублей. Источники инвестиций мы нашли — через краудфандинговую платформу. Первый раунд инвестиций будет уже в середине июля. Но с меня — земля. Хотим строиться все-таки в Екатеринбурге, чтобы этот бизнес был максимально доступен для общества и СМИ. Какие есть возможности, чтобы получить в аренду земельный участок?

Компания La Dea работает с 2016 года, специализируется на пошиве эксклюзивного нижнего белья для женщин, купальников и одежды для дома. В швейном цехе в Первоуральске действует производство полного цикла, начиная от эскиза и заканчивая упаковкой. В штате 22 сотрудника. Ежемесячно выпускается 5 тыс. единиц продукции. С 2018 года значительная часть продукции экспортируется.

Директор компании La Dea Мария Ванькова:
Директор компании La Dea Мария Ванькова:

— Пошиву, конструированию и дизайну нижнего белья я обучилась в специализированном институте в Италии Instituto di Moda Burgo. Там же я придумала и собственный бренд La Dea, с итальянского переводится как «богиня». На одной из выставок в России моя коллекция женского нижнего белья имела большой успех, после чего я решила открыть опытное производство. Мы работаем по передовым итальянским технологиям, которые я привезла из-за границы и которые мне дают большие конкурентные преимущества на рынке. Целевая аудитория — девушки и женщины 25 — 50 лет, средний чек — 10 тыс. рублей. Пять лет назад начали сотрудничать с Центром поддержки экспорта СОФПП. До 2020 года больше половины всей продукции экспортировалось (в Молдавию, Румынию, Грузию, Казахстан и другие страны), но затем объемы продаж на внешние рынки сократились, и сегодня доля экспорта составляет около 35% в общей структуре продаж. В пандемию стали закрываться мультибрендовые магазины, соответственно, у нас упал уровень заказов от оптовых клиентов. С 2022 года возобновился рост продаж.

Вопрос от предпринимателя:

— В наших планах — постоянное развитие, увеличение производства и, конечно, расширение штата. Поэтому главная проблема — кадры. Мы объявляем о том, что берем швей без опыта, сами научим, при этом гарантируем карьерный рост. Но проблема остается. Как ее решить?

Компания «Опора» основана в 2011 году, один из лидеров на екатеринбургском рынке производства конструкций для наружной рекламы. Производственные площади составляют 1200 кв. метров. Собственный парк оборудования включает печатные машины, фрезерные, лазерные станки, сварочное оборудование, уникальное оборудование по производству световых букв из жидкого акрила. В штате 45 человек.

Основатель и генеральный директор производственной группы «Опора» Михаил Фомичев:
Основатель и генеральный директор производственной группы «Опора» Михаил Фомичев:

— Изначально я начинал работу с крупными торговыми сетями — «Магнит», «Пятерочка». Работал по предоплате, потом по короткой постоплате, но в итоге это стало растягиваться на полгода. Поэтому со временем клиенты поменялись. Сейчас мои крупнейшие заказчики — застройщики и дилерские центры. Например, я являюсь генеральным подрядчиком бренда «Москвич». Мы растем, когда меняются бренды, открываются новые бизнесы. На данный момент у нас активный рост, потому что меняются многие названия. Изначально бизнес был заточен на массовое производство вывесок. Сейчас мы стараемся брать дорогие контракты и всей командой работать над ними. Из самых масштабных проектов — оформление аэропорта Кемерово. Сейчас осваиваем новое направление — изготовление нестандартных детских площадок для новостроек.

Вопрос от предпринимателя:

— Производственные помещения мы арендуем на территории радиозавода в Екатеринбурге. Однако сейчас многие производства из города переносят, а бывшие промышленные площадки застраиваются жилыми комплексами. Но с моей сферой сложно уехать куда-нибудь на отшиб, потому что логистика, у нас каждый день отгрузки. Посчитал в деньгах — транспортные расходы увеличатся на 300 тыс. рублей в месяц. Хочу купить в собственность земельный участок максимально близко к Екатеринбургу. Нельзя ли для МСП разработать соответствующую госпрограмму, потому что сейчас стоимость аренды промышленных помещений такова, что дешевле самому построить?

Крестьянско-фермерское хозяйство Андрея Кунникова было зарегистрировано в Богдановичском районе Свердловской области в 2013 году. Первоначальная специализация — выращивание картофеля. За прошедшие 10 лет площадь обрабатываемых земель увеличилась с 20 до 1,5 тыс. гектаров. Сегодня в хозяйстве — овощехранилище, три коровника в совокупности на 300 голов КРС. Чтобы полностью обеспечить себя кормами, здесь осваивают новое направление — выращивание зерна.

Руководитель крестьянско-фермерского хозяйства, председатель сель­скохо­зяйственного потребительского снаб­жен­ческо-сбытового кооператива «Победа» Андрей Кунников:
Руководитель крестьянско-фермерского хозяйства, председатель сель­скохо­зяйственного потребительского снаб­жен­ческо-сбытового кооператива «Победа» Андрей Кунников:

— Мы многого добились, в том числе благодаря различного рода программам государственной поддержки. Сначала ориентировались на быстрый возврат денег. Картофель посеяли весной, выкопали осенью, реализовали. Но для хранения остатков нереализованной продукции пришлось строить овощехранилище. Для этого выкупили часть старых зданий, реконструировали, оборудовали, установили вентиляцию. Дальше, чтобы бизнес не был сезонным, зашли в животноводство. Прошли полный цикл строительства коровников. Пандемия на нас не очень повлияла, но повлияла трехлетняя засуха, которая, к сожалению, продолжается.

Вопросы от предпринимателя:

— Наше направление испытывает катастрофический кадровый голод. На селе не хватает и рабочих, и специалистов. Приезжаю в вузы, общаюсь со студентами и выпускниками. Они не хотят работать на селе, ведь многие из них специально уезжали, чтобы зацепиться в городе. Наш бизнес в последние годы намного улучшился, хотя остается непрезентабельным: поля, пыль, грязь и прочее. Зарплату больше 50 тыс. рублей мы, к сожалению, тоже предложить не можем. Посоветуйте, как привлечь кадры на село.

— Арендная плата моего земельного участка не очень большая, но за последний год она возросла в 62 раза. А ведь часть полей были заброшены. Заходя сюда шесть лет назад, я начал их возделывать. Как при этом сохранить рентабельность нашего бизнеса?

Рекомендации экспертного совета

Заместитель директора СОФПП Сергей Кисеев:
Заместитель директора СОФПП Сергей Кисеев:

— Чтобы решить проблему кассовых разрывов, в 2020 году мы запустили инвестиционную платформу «ВДело», на которой можно быстро взять деньги на короткий срок. Инвесторами там выступают не банки, а такие же субъекты предпринимательской деятельности, как и сами заемщики. Платформа активно работает, в прошлом году выдано кредитов на сумму более 1,5 млрд рублей. Ставка колеблется в районе 18 — 21%, но это беззалоговые кредиты, поскольку основаны на доверии. Чем чаще вы берете кредиты и чем быстрее их возвращаете, тем выше ваш рейтинг, тем ниже процентная ставка, под которую можно привлечь финансирование. В любое удобное время размещаете заказ на платформе и получаете деньги от инвесторов, которые в вас верят, на свой расчетный счет в течение пары часов.

Кроме того, наш Фонд тоже предоставляет заемные средства — на льготных условиях в рамках федеральной программы микрофинансирования. В том числе начинающие свое дело могут взять кредит до 500 тыс. рублей (как залоговый, так и беззалоговый) по ставке, составляющей половину ключевой ставки ЦБ. А вообще, мы работаем с субъектами МСП, у которых годовой оборот составляет до 2 млрд рублей.

Что касается поддержки в реализации инвестиционных проектов, то в структуре СОФПП есть департамент, который занимается индивидуальной работой с предпринимателями, помогаем им привлечь инвестиции (как на начальном этапе, так и уже на производство конкретных видов продукции), вплоть до выпуска облигационных займов. С руководителем компании Groom нам нужно встретиться и обсудить возможности выделения земельного участка под строительство завода. Возможно, пообщаться для этого с коллегами из профильных министерств, чтобы сдвинуть с места этот вопрос.

В части поддержки экспорта при СОФПП работает соответствующий центр — по многим показателям один из лучших в стране. Он не только сопровождает наших предпринимателей за рубеж с деловыми миссиями и на выставки, но и помогает с сертификацией продукции и патентованием в других странах. Кроме того, в этом году начала действовать программа по компенсации расходов, связанных с транспортировкой экспортных товаров внутри России до границы.

Руководитель проектов по развитию сервисов для бизнеса макрорегиона «Урал» Tele2 Сергей Рекало:
Руководитель проектов по развитию сервисов для бизнеса макрорегиона «Урал» Tele2 Сергей Рекало:

— Перед многими предпринимателями стоит задача переключиться с личных продаж на полноценную систему, которая позволила бы поставить реализацию продукции на поток. Для этого мы самостоятельно разработали соответствующий инструмент. Как он работает? Как оператор мобильной связи мы собираем и агрегируем большие объемы обезличенных данных. То есть мы знаем подробный портрет наших клиентов и разрабатываем собственную модель на основе big data.

Рынок рекламы в последнее время существенно трансформировался. В связи с уходом с российского рынка Google Ads и ряда зарубежных соцсетей возможности для онлайн-рекламы сократились, а стоимость выросла. На этом фоне повысилось внимание к каналам, которые рекламодатели ранее считали дорогими, например, SMS-сообщения.

Благодаря нашей big data мы предоставляем возможность партнерам компании коммуницировать с потенциальными покупателями в той или иной сфере, по той или иной продукции или услуге.

Какие для этого инструменты имеются на телекоммуникационном рынке? Собственная модель на основе big data позволяет анализировать профиль клиентов (их пол, возраст, доход, тип устройства, маршруты перемещения, места притяжения, интересы, просматриваемые сайты, используемые мобильные приложения и т.д.).

Практически у каждого предпринимателя есть конкуренты, предлагающие аналогичную продукцию — и в родном регионе, и по всей России. Мы можем найти ту целевую аудиторию, которая интересовалась продукцией конкурентов, звонила им, посещала их web-ресурсы. Мы не передаем личные данные конкретного абонента, но предоставляем возможность отправить рекламное предложение нужному сегменту целевой аудитории посредством SMS-сообщения либо помочь с формированием выборки под таргетированную рекламу на платформах «ВКонтакте», «Одноклассники» и др. Это эффективный рабочий инструмент.

Приведу пример. Для одного из магазинов обуви с целью привлечения новых клиентов мы использовали инструмент SMS-таргет. Была определена целевая аудитория по таким параметрам, как доход (средний и ниже среднего), возраст (18 — 50 лет), геозона проживания или работы (в радиусе 1 км от магазина). Было отправлено 10 тыс. SMS-сообщений. В результате сумма покупок, совершенных после SMS-рассылки, превысила стоимость самой рассылки в четыре раза. Этот кейс можно считать успешным для иллюстрации применения SMS-таргет в малом бизнесе.

Участники телеком-рынка также содействуют решению кадровых проблем в различных сферах бизнеса. Так, например, наша собственная разработка — HR-таргет — позволяет быстро найти подходящего кандидата на линейную позицию. Механика работы этого инструмента следующая: сначала определяем профиль кандидата по основным параметрам (пол, возраст, доход, геозона offline, геозона online). Далее составляем текст SMS с указанием ссылки на сайт или номера отдела кадров, отправляем сообщение подходящим кандидатам из выборки. Наконец, фиксируем количество присланных резюме и рассчитываем эффективность. Кроме того, если указанный в рассылке номер привязан к корпоративной АТС, клиент может отслеживать не только конверсию, но и качество работы с кандидатом.

При помощи такого инструмента мы, например, провели поиск персонала для производственно-кондитерской компании в Челябинске. Целевой аудитории было отправлено 5 тыс. SMS-сообщений, получено 50 откликов. Итог — потребность компании по штату закрыта на 100%.

Руководитель центра компетенций в сфере поддержки фермеров СОФПП Илья Джаваев:
Руководитель центра компетенций в сфере поддержки фермеров СОФПП Илья Джаваев:

— Фермеры — ментально другие люди. Они по-другому мыслят и живут производством. А в их производстве всегда есть проблемы, сколько я занимаюсь этим вопросом. Проблемы связаны в том числе с кадрами. И здесь дело даже не в какой-то господдержке, хотя сейчас она тоже начинает оказываться, выделяются субсидии на привлечение специалистов, на их обучение. Но это не решает вопрос кардинально, потому что все-таки люди живут семьями, у многих есть дети, и их надо куда-то водить — в детский садик, школу. Все хотят, чтобы это было доступно и комфортно. Поэтому решение кадровой проблемы в сельской местности связано с комплексным развитием сельских территорий. Есть соответствующая государственная программа, и наши муниципалитеты в последнее время этим активно пользуются, строятся школы. Например, в селе Байкалово по этой программе недавно открыли большую школу на 550 мест.

Другая проблема фермерства связана с неблагоприятными климатическими факторами. Случилась засуха, неурожай — плохи дела. Зато в благоприятные периоды, когда урожай хороший, падают закупочные цены на сельхозпродукцию — тоже плохо. Но на государственном уровне это регулируется, в последние годы субсидии стали выдаваться под такие чрезвычайные ситуации. Так, в прошлом году, когда в стране собрали рекордный урожай зерновых, цена на зерно объективно снизилась. Для аграриев были введены специальные субсидии.

Закупочная цена на молоко — тоже головная боль фермеров, они об этом говорят с февраля. Буквально две недели назад у нас было расширенное заседание союза фермерских хозяйств. Его участники отмечали: есть цепочка всего из трех звеньев — производитель молока, переработчик и реализация. Где-то есть четвертое звено — перекупщик. Но мы не можем понять, почему так снизилась закупочная цена на молоко, ведь в магазинах его стоимость не изменилась. Думаю, что государство все-таки может отследить эту цепочку.

А с точки зрения поддержки агробизнеса деньги выделяются огромные. В Свердловской области это около 5 млрд рублей каждый год на множество направлений. За счет этого действительно идет рост сельскохозяйственного производства, появляются новые фермеры. С другой стороны, есть вещи, связанные с рыночной конъюнктурой по продуктам питания, с монополиями, олигополиями, административными барьерами. И это уже вопрос не поддержки, а нормального регулирования со стороны соответствующих государственных органов.

Заместитель генерального директора по развитию компании «ТАЛК лизинг» Ольга Хван:
Заместитель генерального директора по развитию компании «ТАЛК лизинг» Ольга Хван:

— Когда у предприятия возникает потребность в обновлении основных средств, рассматриваются несколько вариантов финансирования: приобретение за счет собственных средств компании, приобретение в кредит, приобретение в лизинг. Кредит предоставляется банком и основывается на четырех принципах: срочность, платность, возвратность, обеспеченность. У лизинга меньше составляющих — это финансовая аренда, и принцип здесь один: предоставление техники во временное пользование с возможностью ее выкупа в конце срока лизинга. Главное отличие в том, что кредит — это предоставление денег во временное пользование, лизинг же — это услуга, а не просто аренда имущества. Услуги облагаются НДС, и если лизингополучатель — плательщик НДС, то он рассчитывает входящий и исходящий НДС. Когда он пользуется лизингом, у него появляется входящий НДС, который уменьшает его налогооблагаемую базу по НДС.

Если говорить о наших продуктах, то самый простой способ модернизировать производство — оборудование в лизинг с авансом 10%. Все просто: срок договора лизинга до пяти лет, предмет лизинга — только новое оборудование, причем для любой отрасли (сельскохозяйственное, складское, строительное, энергетическое, металлообрабатывающее и так далее), аванс от 10%. Важно, чтобы предприятие действовало не менее года и оборудование, которое предприятие намерено взять в лизинг, соответствовало сфере его деятельности.

В 2022 году «ТАЛК лизинг» открыл филиалы в Челябинской и Свердловской областях. Опыт оказался удачным, и в 2023 году мы открыли офис в Новом Уренгое и в обозримом будущем намерены открыть еще два. Спрос на лизинг растет. Мы заняты поиском новых каналов на рынке, сотрудничаем с действующими партнерами и поставщиками с точки зрения помощи по выходу на новых производителей и расширения имеющейся линейки. Работаем над тем, чтобы заместить всё, что выбыло.

Переориентация на китайские аналоги вышла на новый уровень: еще полгода назад процесс поставки необходимых предметов лизинга был не всегда возможным, сегодня трудности сохраняются, но лизинговые компании адаптируются, расширяя собственные портфели брендов. Кроме того, увеличилось количество поставок лизингового имущества из Белоруссии и Казахстана. Идет активная работа с Индией, Турцией и другими дружественными странами. Сегодня наша работа очень важна, поскольку мы решаем несколько проблем: между российским бизнесом и азиатскими производителями существует огромная культурная и языковая пропасть. Кроме того, часто у лизингополучателей нет компетенций в части таможенных процедур, сборов, логистики. «ТАЛК лизинг» закрывает именно организационные риски, работая с партнерами, с которыми существуют долгосрочные проверенные отношения. Они отрабатывают наши заявки в индивидуальном порядке, учитывая все нюансы и пожелания бизнеса.

Российская техника и техника из дружественных стран доказала свою способность конкурировать с иностранными моделями. Востребовано всё, что у нас производится. Важно, что в этом случае нет проблем с операционными сложностями, они отсутствуют. Поставки осуществляются по всем авансированным договорам.

Руководитель направления «Аналитика рынка труда» компании «АПРАЙТ», член Ассоциации рекрутинговых агентств Урала Екатерина Сподина:
Руководитель направления «Аналитика рынка труда» компании «АПРАЙТ», член Ассоциации рекрутинговых агентств Урала Екатерина Сподина:

— Подбор персонала через специализированные агентства экономит время предпринимателей на самостоятельный поиск, на овладение непрофильными навыками, снижает риски найма «не того» человека. Если оценивать рынок рекрутмента на Урале по наиболее активным сегментам, то кадровые агентства успешно подбирают специалистов в сфере продаж, инженерный персонал, бухгалтеров и финансистов. В 2022 году снизилось количество запросов на подбор ИТ-специалистов, зато чаще стали поступать заказы на подбор квалифицированных рабочих.

Отмечу, что в сельском хозяйстве ежегодный рост вакансий превышает 40%. Одним из приоритетов при выборе работы в этой сфере соискатели выделяют, собственно, не саму работу, а условия жизни для семьи. Деньги не всегда являются превалирующим фактором.

Сейчас очень много агропредприятий начали выходить на рынок труда, предлагать свои вакансии. И кадровые агентства успешно эти вопросы закрывают, потому что есть люди, даже среди молодежи, для которых важны такие ценности, как экология, отношение к земле и физическому труду. Поэтому предпринимателям, работающим в сельском хозяйстве, необходимо формировать свое ценностное сообщество, которое будет возделывать землю и помогать развивать бизнес.

Начальник управления массового сегмента Уральского филиала ПСБ Екатерина Ледяева:
Начальник управления массового сегмента Уральского филиала ПСБ Екатерина Ледяева:

— Одной из наиболее действенных мер поддержки предпринимателей стала программа «1764» по предоставлению льготных кредитов, рассчитанных в первую очередь на компании, занимающиеся импортозамещением. В перечень приоритетных отраслей программы «1764» также вошли сельское хозяйство, внутренний туризм, строительство, образование, здравоохранение, ресторанный бизнес, розничная и оптовая торговля, бытовые услуги и другие. Льготный кредит можно направить на развитие бизнеса, пополнение оборотных средств, инвестиционные цели и рефинансирование других кредитов. По этому кредиту льготная ставка составит 11% годовых, максимальная сумма беззалогового займа — 50 млн рублей, решение принимается в течение восьми часов. Кредит предоставляется в виде невозобновляемой кредитной линии на 26 месяцев, при этом на шесть месяцев предоставляется отсрочка в погашении основного долга.

Ряд кредитных продуктов ПСБ для малых и средних предприятий предоставляются без залога. Например, для пополнения оборотных средств предприниматели могут воспользоваться онлайн-кредитом «Без бумаг | Оборотный» до 5 млн рублей и на срок до 36 месяцев. Решение по нему принимается за один день. Сумма займа рассчитывается на основании оборотов предприятия за последние 12 месяцев. Еще одно «ноу-хау» ПСБ — предодобренная кредитная линия «Лимит открыт» до 100 млн рублей для компаний с годовым оборотом от 60 млн рублей. Договор по кредиту действует 10 лет, срок по каждому траншу — до 12 месяцев. Особенность кредитного продукта: банк не начисляет дополнительные проценты за неиспользование кредитной линии.

Еще один онлайн-кредит для предпринимателей — «Без бумаг | Контрактный», разработанный для участников закупок по Федеральному закону № 44-ФЗ. Сумма кредита рассчитывается на основе двух и более ранее выполненных контрактов и новых, которые выиграл исполнитель. Информация о них автоматически поступит в банк через сайт Госзакупок. От предпринимателей потребуется только согласие на запрос данных из БКИ. По этой программе можно получить до 50 млн рублей. Срок принятия решения — до восьми рабочих часов.

Для консультаций или получения решения по кредитным продуктам не обязательно посещать офис ПСБ. Можно воспользоваться мобильным и интернет-банком, а также обратиться в мессенджерах к «Катюше» — личному бизнес-ассистенту ПСБ на основе искусственного интеллекта.

Автор: Павел Кобер