Тропосферная радиосвязь является одним из видов так называемого загоризонтного радиосообщения. Она основана на явлении переизлучения радиосигналов дециметровой и сантиметровой длин волн об неоднородности тропосферы.
Фактически радиоволны отражаются о слой тропосферы и таким образом огибают линию горизонта и неровности земного рельефа. Дальность сообщения между источником и приёмником достигает 500 км. Сейчас эта связь не используется, поскольку её вытеснила спутниковая связь.
Однако объекты как подземного базирования, так и наземные сооружения, которые обеспечивали работу тропосферных передатчиков и приёмников, частично сохранились. Широкое развитие эта связь получила не только в СССР, но и в так называемых странах соцлагеря, которые образовывали западный рубеж.
Именно там до сих пор можно найти бункеры глубокого заложения и радиовышки. Сейчас они заброшены и выведены из эксплуатации. Прогуливаясь по лесу можно найти вход в бункер. Как правило их несколько - это вход с лестницей, шахтный ствол и ворота у подножия холма.
Гермодверь оказалась незапертой. Хотя гермодверью эту дверцу можно назвать с натяжкой. Она такая хлипкая, потому что сам бункер находится на глубине 160 метров, если мерить от вершины холма. Если мерить от его подножия, то глубина залегания составит около 100 м. Видимо такая глубина заложения избавляет бункер от надобности в использовании массивных гермодверей, люков и затворов.
Мы спускаемся вниз по лестнице. И температура постепенно падает. Такую глубину не возьмёт ни одна бункеробойная ракета. По словам одного эксперта, советские стандарты предписывали размещать бункеры стратегической тропосферной связи на глубине не менее 100 м.
Считалось, что такая глубина спасает от прямого попадания термоядерного боезаряда. Разумеется антенна, которая является и излучателем, и приёмником, просто перестала бы существовать.
Однако сам бункер и внутреннее оборудование радиосвязи осталось бы целым. После удара всего-то нужно было - восстановить вышку и антенну. И тропосферный радиообмен сигналами работал бы как прежде.
Итак, спускаемся вниз по лестнице и попадаем в сеть коридоров из железобетона. Свод коридоров имеет округлую форму и плавно переходит в стены, чтобы выдерживать огромное давление грунта.
Большая часть оборудования была вывезена при снятии с боевого дежурства. И в основном это касается военной техники, которая на момент вывода из эксплуатации всё ещё представляла тайну и было секретным.
Однако кое-что было оставлено. В основном это стандартное оборудование, которое есть в большинстве бункеров. Это вентиляторы, фильтры, насосы, трубы и воздуховоды. Покидая это место военные оставили даже бедные кабели, электродвигатели и дизель-генераторы со шкафами управления.
Большинство поверочных пломб датированы 1991 - 1993 годами. Видимо примерно в это время и принималось решение о переходе на спутниковую связь. Разбирать это сооружение и сдавать его на металлоприёмку никто не спешит, потому что ближайший пункт приёма находится далеко, и вывозить весь этот металлолом просто невыгодно.
Большинство кабельных линий в этом бункере к сожалению оказалось с алюминиевыми жилами. А вот обмотка в генераторах и электромоторах не подвела - здесь старая добрая советская медь.
Также здесь есть и аккумуляторная комната. Внутри стоят секции из щелочных аккумуляторов. Кислотные в бункерах на тот момент были запрещены и не использовались.
От самого радиооборудования и узла связи ничего не осталось. Есть только пустые стеллажи и одинокий пульт управления непонятно чем. А очень жаль. Если бы здесь всё работало, можно было бы запустить излучатель антенны от внешнего источника питания, например от аккумуляторной батареи, и что-нибудь куда-нибудь передать через тропосферу.