Первый сезон Гильермо Абаскаля в роли главного тренера «Спартака» можно считать неплохой «пробой пера». После бронзовых медалей ожидания общественности только вырастут.
Короткая пауза между чемпионатами не даёт команде возможность пройти полноценную подготовку. За три недели – настоящий квест. Уже завтра красно-белые начинают новую кампанию.
Вопросов вокруг команды в преддверии старта как всегда много.
Как изменится атака?
Несмотря на то, что «Спартак» добивался успеха за счёт мощной линии нападения, с ней давно не всё так безоблачно. Весной красно-белые пробили «дно» по реализации, а как минимум одна позиция (правый вингер) требовала усиления ещё зимой. Зиньковский неплохо проявил себя на фланге, что не повлияло не желание Абаскаля укрепить команду.
Соболев, Промес, Мозес, Зиньковский, Бальде, Николсон, Игнатов, Мелёшин – такой группы должны было хватить на два состава. На практике получилось, что половина людей из этого списка либо мало играли (по разным причинам), либо демонстрировали нестабильный/откровенно слабый футбол.
Подбор игроков в нападении (центр/фланги) оказался достаточно скромен. Вторая часть сезона продемонстрировала, насколько серьёзно «Спартак» зависим от формы своих лидеров. В отсутствии Промеса и Соболева тренер был вынужден идти на серьёзные тактические изменения. Это сильно сказывалось на результатах. Невозможно иметь двух равнозначных игроков на одну позицию. Более реальная цель – сделать систему более сбалансированной.
«Спартак» хочет доминировать на поле, атаковать с первой до последней минуты. Но порой матчи складываются так, что нужно уметь быть разным и удивлять соперника. Игроки должны реагировать на происходящее молниеносно, как в уличном футболе. И если против тебя стоят в обороне стеной, ты должен знать, как это преодолеть», – Гильермо Абаскаль
Теперь у Абаскаля есть по два игрока на каждую позицию в линии атаки (кроме центрфорварда). В одном из интервью тренер предельно чётко обозначает ключевые характеристики всех действующих лиц. Любопытно, как будут вписываться Медина и Бонгонда. Хесус универсален и умеет исполнять стандарты. Тео – тот самый правый вингер левша, способный обострять под смещения в штрафную.
Станет ли меньше ошибок?
Провал «Спартака» весной – неожиданность. После мощного старта, конечно, возможен игровой спад. Однако красно-белые потеряли непозволительно много для команды-претендента на медали.
Трудно настолько плохо использовать свои шансы, имея такой состав, но наши справились. Неоптимальная форма лидеров, частые кадровые потери и т.п. не может считаться оправданием такого «недобора» по ожидаемым забитым голам – почти 7. По пропущенным ситуация не лучше – около 6.
После домашней ничьи с «Динамо» (3:3), Абаскаль сетовал, что соперник забивал вообще не нанося удары по нашим воротам. С тренером трудно не согласиться. Ошибки стоили «Спартаку» очень дорого. По xPts в весенней части красно-белые – 1-е, а в реальности – только 7-е.
Хотя ошибки являются неотъемлемой частью игры в футбол, столь большое их количество аномально. Одна из возможных причин – молодость.
«Игрокам нужно набираться опыта. Если бы я был тираном, после ошибки никто бы больше не играл. Но мы верим в ребят и проект», – Гильермо Абаскаль
Дополнительный фактор – агрессивный стиль. Ставка на атаку, контроль мяча, интенсивный прессинг и игру с высокой линией защиты существенно повышают риски возникновения моментов у своих ворот. Полностью их не исключить. Необходимость постоянно работать это не отменяет.
Будет ли дисциплина?
По итогам минувшего сезона футболисты «Спартака» получили 69 жёлтых карточек в матчах РПЛ. Это примерно средний показатель по меркам нашего чемпионата. А вот по удалениям красно-белые на втором месте – 7 случаев. Чаще арбитры выгоняли с поля только игроков «Локомотива».
Одно из самых ярких впечатлений прошлого года – драка стенка на стенку в кубковом матче с «Зенитом». Многие увидели в этом положительный момент. Болельщикам понравился боевой наших парней, желание отстоять честь команды. Правда важно, если бы не одно «но». В профессиональном футболе это наказывается серьёзной дисквалификацией. «Спартак» потерял трёх футболистов на длительный срок. Отсутствие Соболева и Николсона (центральных нападающих) сильно сказалось на игре команды в атаке в Кубке России.
«Дисквалифицированные игроки должны понимать свою ответственность в таких ситуациях, ведь они получили наказания за неспортивное поведение. Недопустимо, чтобы в командном виде спорта игрок вел себя как одиночка и не думал о партнерах», – Гильермо Абаскаль
Ярче всего со знаком минус проявил себя Соболев. Про него тренер говорил отдельно, лишний раз подчёркивая своё недовольство. Александр не один такой. Вспыльчивость свойственна Джикии и Промесу. Все трое – лидеры команды.
В новом сезоне спартаковцы должны направлять свои эмоции в нужное русло. Иначе у красно-белых будут возникать не только проблемы с судьями во время матчей, но и с набором очков – по ходу дистанции.
Что с новым руководством?
В сентябре прошлого года, вскоре после ухода Федуна, новый председатель совета директоров Александр Матыцын дал большую пресс-конфренцию. Из неё мы узнали, что в «Спартаке» появился коллективный центр принятия решений. Тогда же впервые в контексте управления клубом прозвучала фамилия Олега Малышева. Он был представлен как «независимый» член совета директоров.
Управленческая вертикаль формируется медленно. Только нынешним летом в клубе появились генеральный и исполнительный директора – Олег Малышев и Сергей Белых. Последний вряд ли будет принимать участие в решении спортивных вопросов. Инфраструктура, коммерция, финансы – не то, от чего зависят результаты «Спартака» здесь и сейчас. Кстати, в какой степени за футбол будет отвечать и сам Малышев, экономист и аудитор по основной специализации, тоже не совсем. Хотя он активно раздаёт интервью, реальная погруженность в процессы до конца не понятна.
Болельщикам не привыкать к любым поворотам судьбы. За последний год наш клуб стал ещё более закрытым. Ответственные на «участках» назначены, но за кем в реальности будет оставаться последнее слово в ключевых решениях?
Сработают ли трансферы?
Малышев сообщил, что стратегия «Спартака»— «российский костяк, усиленный легионерами». Любой большой команде требуется пополнение состава. Красно-белым, с учётом проблем на нескольких позициях, – особенно. Увы, лето 2023-го складывается в этом плане очень сложно.
«Спартак» хочет усиливать состав, прежде всего, зрелыми состоявшимися футболистами. Круг кандидатов настолько велик, что трудно уследить за ходом мыслей нашего руководства. Прямо сейчас КПД работы откровенно мал. Удалось усилить атаку Мединой и Бонгонда, а вот трансферов в оборону до сих пор нет. В самый последний момент сорвались сделки с Рожерио и Ераковичем. На паузе эпопея с возможным переходом Дэвинсона Санчеса.
Таким образом, на данный момент трансферная кампания получается однобокой. Подводить итоги рано. Работа продолжается. Да и как заиграет тот или иной новичок предугадать невозможно. Самое главное, чтобы при выборе соблюдался баланс: опытные исполнители – молодёжь с потенциалом для роста и здоровыми амбициями.
Редко когда «сырые» команды выстреливают за короткий срок. Кроме хорошей базы, на которой проект будет развиваться, ему нужно время – чтобы созреть. Важно понимать, что процесс не будет протекать сам собой. Нужны правильные условия, грамотное управление на всех уровнях.
«Я хочу, чтобы мы вместе с клубом и руководством построили команду-победителя», – Гильермо Абаскаль
Наш тренер полон энтузиазма. Этот «Спартак» может. Работать. Крепнуть. Обрастать мясом. Приобретать солидность. И побеждать.