Мы уже говорили о том, как метакоммуникация помогает создавать среду для проживания эмоций. Подробнее можно прочитать тут. Сегодня хотим поделиться историей клиентки, которая училась использовать метакоммуникацию, чтобы справиться со своими агрессивными разрушительными импульсами.
История опубликована с разрешения клиента. Имена изменены.
Марина участвовала в серии коммуникационных тренингов. Её команде нужно было решить игровую задачу.
"Не знаю, что случилось в этот день, но другие участники вели себя просто ужасно. Дурацкие решения, отсутствие фокуса внимания, агрессивные шутки. Под конец у меня уже валил дым из ушей."
После тренинга команды проводили рефлексию: анализировали игровую динамику, процессы и состояния участников. Марина чувствовала, что её агрессивный порыв может выйти из-под контроля. Хотелось кричать, обзываться, тыкать носом в ошибки. Она решила взять паузу и вышла в коридор подышать.
"Я вспомнила наш разговор об эмоциях и моей агрессии. Вы спросили у меня тогда: чего именно я хочу добиться, когда агрессирую? Стояла там и думала: что мне нужно сейчас от членов команды? Я просто хотела, чтобы они поняли, как мне было больно и обидно, что тренинг прошёл совсем не так, как я ожидала. Ещё мне хотелось поддержки и извинений. И чтобы такого больше не случилось. Я вернулась в комнату и в начале своей речи сказала:
Ребята, у меня сейчас очень сильные эмоции, я боюсь вас обидеть своими словами, потому что игра прошла совсем не так, как я ожидала. Я плохо себя контролирую. Можно я попрошу вас выслушать мои эмоции и мысли, а потом поделить их на 5? Потому что я понимаю, что в нормальном состоянии я бы такое вам не говорила, но сейчас я не могу сдержаться, очень злюсь.”
Команда отреагировала нормально: все поддержали и подтвердили, что поняли, что от них нужно.
Марина выплеснула все, что думает о произошедшем. Но сама она смеялась, и ребята хохотали в ответ. Все понимали, что это просто эмоции. В них есть часть правды, а есть преувеличение из-за аффекта. И это нормально.
Что Марина получила в этой ситуации?
Поддержку. Настоящую, честную поддержку. Участники увидели, как ей было обидно, как она разочаровалась в принятых группой решениях, как ей хотелось, чтобы люди были внимательнее к ней и другим. Марина получила возможность выплеснуть свои эмоции, освободилась от них, получила извинения, при этом сделала это безопасно для других (ведь когда есть понимание, что это просто эмоции, слова можно не принимать близко к сердцу). А главное – после этого команда смогла поговорить конструктивно и сделать важные выводы.
Классно? Потрясающе!
Это не рецепт на все случаи жизни. Это пример того, как высокий уровень эмоционального интеллекта и умение вести метакоммуникацию могут влиять на жизнь и работу. Возможно, он всплывёт в памяти в нужный момент и поможет взглянуть на ситуацию под другим углом.