На выставке зрители увидят лучшие произведения отечественных художников XIX-XX веков, посвященные Африке, из собрания музея. Журналисты Metro осмотрели экспозицию.
Основная часть экспозиции - это работы, выполненные художниками во время путешествий. В состав выставки включены произведения братьев Никанора и Григория Чернецовых, Яна Ционглинского, Кузьмы Петрова-Водкина, Зинаиды Серебряковой и других мастеров.
"Впервые экспонируется уникальная серия портретов членов первого марокканского посольства в Россию, исполненная Степаном Александровским в 1902 году. Дополняют экспозицию несколько скульптурных работ советских мастеров 1920-1970-х годов", - рассказали в пресс-службе Русского музея.
Экзотика Востока глазами соотечественников
Обращает на себя внимание известная картина Константина Маковского "Перенесение священного ковра в Каире", выполненная в 1876 году. В музее подчеркивают, что это одно из самых ярких проявлений ориентализма (имитации или изображения аспектов восточного мира) в русском искусстве 1870-х годов. Это полотно в 1876 году приобрел на Всемирной выставке в Париже сам цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III). Тогда ориентальная тема в Европе была на пике моды, а вот в российском искусстве она оказалась практически не представлена. Сюжетом для картины послужила традиция перенесения ковра с вышитыми письменами из Корана в Мекку. Считается, что Константин Маковский мог лично наблюдать процессию паломников.
Публика и художники были в восторге от красок Африки
Кузьма Петров-Водкин совершил путешествие по Алжиру и Тунису в 1907 году. В Африку он поехал из Парижа. "...два с половиной месяца африканских прошли для меня как сказочный сон? я почти забыл мои серые краски", - делился он позже.
Зинаида Серебрякова первый раз отправилась в Марокко в 1928 году также из Франции. И позже она напишет о том, как прибыла из скучного серого Парижа в эту буйную красоту Африки.
"Их поражала необычность атмосферы, радость природы, солнце. Они с восторгом описывали, как забирались на пирамиду Хеопса. Это поднятие на пирамиду фиксируется многими путешественниками: рисковали, боялись, было трудно, но не могли себе отказать в удовольствии подняться - открывался прекрасный вид", - делится Наталия Соломатина, заведующая сектором рисунка XVIII - начала XX веков Русского музея. Живо интересовалась подобными работами и публика, о чем свидетельствует присутствие картин на выставках самого разного уровня.
Откроется выставка 21 июля и будет работать до 14 августа.
Евгения Назарова