Найти тему
Советское Кино

«Адъютант его превосходительства». Во время его показа улицы городов пустели

Советский фильм «Адъютант его превосходительства» покорил сердца телезрителей своей утонченностью и изяществом главных героев. Пять серий картины смотрелись на одном дыхании и на время просмотра улицы городов пустели — все бежали к телевизору. Фильм был черно-белый, но от этого смотрелся только интереснее. Создавалось дополнительное ощущение того, что история давняя и хроникальная.

Сюжет картины основан на мемуарах советского разведчика капитана Павла Макарова и рассказывает о шпионской работе разведчика — чекиста в ставке у белогвардейцев в 1919 году.

Режиссер картины Е. Ташков набрал для съемок фильма отличную команду актеров: Ю.Соломин, В. Стржельчмк, В. Козел, Т. Иваницкая, А. Милокостый, А. Папанов, В. Павлов, М. Кокшенов, Е. Ташков, Н. Тимофеев, Е. Шутов, А. Петров, Ю. Назаров, Д. Нетребин, Г. Каранович-Валуа, О. Голубицкий, В. Гросман, И. Старыгин, В. Смернитский, Г. Гирдвайнис, Г. Юшко, Ю. Медведев, Н. Гриценко, С. Павлова, Б. Новиков, Л. Поляков, И. Соловьев, Н. Граббе, К. Желдин, А. Преснецов, С. Цейц, Л. Чурсина, Е. Тетерин, А. Смирнов, А. Нищенкин, В. Ферапонтов, И. Бондарь.

Картину снимали в Киеве, Харькове, Ялте.

Одним из сценаристов фильма был автор повести «И все-таки это было...» Г. Северский, по мотивам которой и создавался образ главного героя. По другим источникам сам Макаров написал книгу «Адъютант Май-Маевского», в которой подробно изложил всю историю своей работы разведчиком у белогвардейцев.

Изображение со страницы https://l-boris.livejournal.com/6670598.html?view=comments
Изображение со страницы https://l-boris.livejournal.com/6670598.html?view=comments

Картина, изначально задуманная как приключения разведчика красных в белом тылу, переросла после многочисленных переписываний сценария в военно - приключенческую мелодраму. Поэтому фильм, когда он вышел на экраны, жадно смотрели и мужчины, и женщины и дети. Картину поставили на время семейного просмотра, с семи до девяти часов вечера.

На главную роль первоначально утвердили М. Ножкина, а Ю. Соломин играл офицера штаба белых. Но режиссер очень быстро передумал и поставил Соломина на главную роль, потому что Ножкин сам ушел сниматься в другой картине. А из всех отобранных актеров больше всего подходил к образу главного героя только Соломин.

На роль главного генерала утвердили Стржельчика, который создал образ интеллигентного и благородного военного. Историки утверждают, что в действительности его персонаж таким не был.

На роль Т. Щукиной претендовало очень много актрис, среди которых были и Л. Чурсина, и И. Мирошниченко. Но режиссер остановился на балетной танцовщице народного хора имени Пятницкого Т. Иваницкой, которая вообще на пробы попала случайно, за компанию с подругой. Сама балерина сначала категорически не соглашалась пройти пробы, потом ее уговорили. Но когда в съемках дошли до постельной сцены с Кольцовым, она захотела сбежать из картины и наотрез отказалась и целоваться и сниматься в сцене. Девушку с трудом уговорили всей съемочной группой. Но жертвы ее были напрасными, поскольку советская цензура все равно вырезала самые пикантные моменты.

В. Павлов, случайно прочитавший сценарий, несколько месяцев уговаривал режиссера взять его на роль Осадчего. Актер прекрасно понимал, что это одна из центральных ролей фильма и блистательно справился с ней. Сыграв редкостного негодяя. Потом несколько лет в реальной жизни ему не давали прохода в очередях, ругая за то, что делал его герой. Артист не обижался, считая это своеобразным признанием своего таланта.

Папанов был очень рад по пробоваться в новом для него амплуа кровавого злодея - атамана бандитской шайки. Актер много привнес в этот образ, который кардинально отличался от всех его ролей в кино. Как до этого фильма, так и после.

Весь фильм был пропитан загадками, интригами, романтизмом и благородством. Авторы картины талантливо переплели военные и романтические сюжетные линии.

После окончания съемок картину отказались выпускать в прокат. На телевидении утверждали, что фильм прославляет белогвардейцев. Картину убрали на полку, но режиссер пошел в КГБ и показал фильм заместителю председателя КГБ С. Цвигуну. Ему картина очень понравилась и руководству телевидения было приказано не мешать прокату картины.

Так, в 1970 году, этот фильм увидела вся страна. Через год ему дали Государственную премию РСФСР, а Ю. Соломина представили к Государственной премии РСФСР и дали звание «Заслуженный артист РСФСР». Вся страна смотрела и пересматривала картину. За Ю. Соломиным ходили толпы поклонниц. До сих пор фильм не утратил своей популярности.