Найти тему

Записки логопеда. Он не хочет больше у вас заниматься.

«Он не хочет больше у вас заниматься» - в сердцах бросила мне Мария, бросившись догонять 3-летнего сына, убегающего вдаль по длинному коридору.

Занимаемся уже 3-ю неделю, во время занятий мама Ильи присутствует, и я вижу, как происходит их общение. Гиперопека и полное отсутствие требований или порицаний. Интеллект сохранен, наблюдается задержка речевого развития, как говорим мы – логопеды. У ребёнка педагогическая запущенность и неверный стиль воспитания, как сказали бы воспитатели и детские психологи. «Недисциплинированный ребёнок», - сказала бы Фрэккен Бок. «Недисциплинированные родители», - возразила бы ей я.

И все были бы правы: Илюше можно всё!

Попробую описать ситуацию в 2-х словах. У родителей мальчика нет «стоп-слов» типа «а-я-яй» или «нельзя» и они понимают его и без слов. Не удивительно, что к 3 м годам мальчик не говорит и прекрасно научился манипулировать своей мамой.

В детский сад Илюша ходить не любит, тяжело расстаётся с мамой. Мария, мама Ильи, регулярно повторяет в присутствии сына фразу: «Он не любит ходить в садик: там он плачет!». В то же время Илья показывает, КАК он плачет в садике: трёт кулачками глаза и произносит лепетные, понятные только маме слова.

Во время занятия ребёнок постоянно выбегает в коридор, а если дверь закрыта, то бьёт в нее кулаками и плачет. Как только он видит маму он просит у неё жестами достать из рюкзака пить, есть, игрушку. В случае отказа добивается своего истерикой.

По результатам обследования в активной речи Ильименее около 10 лепетных слов, есть звукоподражания, а вот фразовая речь –отсутствует.

На занятиях я добиваюсь полного понимания обращенной речи, следование словесной инструкции, вызываю отдельные звуки и слова, использую метод сенсорной интеграции и элементы логоритмики, развиваю мелкую пальчиковую и общую моторику, мы выполняем дыхательные и артикуляционные упражнения, играем в игры для развития памяти, внимания и мышления, в игры, направленные на развитие познавательной сферы. Такая работа в данном случае необходима.

Но всё же, в работе с детьми раннего возраста и гиперопекающими родителями невозможно не обратить внимание на необходимость воспитательной работы.

Итак, что мы имеем?

1. Ребёнок, который воспитывается в стиле «Я – главный!», «Мне ВСЁ можно!»
2. Мама, которая готова всё делать за ребёнка, в том числе и говорить за него.

Что получаем в результате? В 3 года ребёнок осознаёт: зачем нужна речь, если мама и так меня понимает и предугадывает мои желания.

​Спустя несколько дней Мария пришла на занятие с сыном снова и всё повторилось: сначала Илья бегал по моему кабинету, не реагируя на предложения поиграть вместе, потом стал просить маму пить, есть, игрушку, телефон… 3-5 минут – это порог внимания Ильи, когда я могу с ним поиграть, как логопед, далее всё по уже привычному сценарию.

Каждый создаёт свою собственную реальность!

Я, Светлана Столярская – учитель-логопед, воспитатель и социальный педагог по образованию.

И судя по-моему почти 20-летнему педагогическому опыту могу сказать, что гиперопека – это зло. И я на 100% уверена, что эта ошибка в воспитании и отношении к ребёнку оттягивает процесс развития ребёнка настолько,насколько это возможно.

А вы знали о том, что заключение ЗРР (задержка речевого развития) может быть поставлено только до 3-х лет? Потом велик риск наслаивания вторичных дефектов, например задержкипсихического развития ребёнка, поскольку речь является одним из важнейших психических процессов.

Так вот в результате такого воспитания у ребёнка в 3,5 года может быть диагностирована задержка психического развития (ЗПР)

И всё же у меня есть три рекомендацииначинающим логопедам в случае столкновения с подобными ситуациями:

• Мама ребёнка присутствует на занятии частично, фрагментарно, далее занятия проходят без неё.
• Четкие требования к ребёнку должны быть и на занятии, и дома! 
• Необходимо добиваться от ребёнка выполнения простых инструкций взрослого: «Сядь на стульчик», «Повтори за мной», «Лови мячик», «Сделать, как я» и другие.

В идеале следовало бы направлять родителей и детей на семейную терапию к психологу. Детско-родительские отношения в коррекции речи и абилитации детей, как видите, важны.

Термином «абилитация» обозначают системулечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннеговозраста (до 3-х лет), которые еще не адаптировались к социальной среде.

Выстраивание доверительных отношений и активное взаимодействие с родителями – важнейшая часть работы логопеда!

Начинающим логопедам я советую справляться со своими страхами и смотреть «в корень», привлекать других специалистов к процессу абилитации, а не играть «в одни ворота», оттягивая процесс получения результата.

Ваш логопед-дефектолог, эксперт Академии ФАДО, Столярская Светлана.

Если вы хотите получить новую профессию, повысить свою квалификации, прокачать дополнительные навыки по направлениям педагогика, психология и логопедия, приглашаем вас на обучение в Академию ФАДО. По окончании обучения вы получите диплом о профессиональной переподготовки.

Посмотреть программы и цены можно на нашем сайте https://fado-dpo.ru/prof/pedagogika/

Вопросы можно задать по тел. 8 (800) 551-52-41

или написать WhatsApp https://wa.me/79151563985