Похоже, кое-кому во Франции срочно надо включать "Байдена" и тоже делать вид, что он ничего не помнит и ничего не слышит, когда журналисты своими противными вопросами станут ему об этом напоминать. Хотя он не то что Джо в сыновья годится, а даже по сравнению с Хантером – младший брат. Но ведь и у него это было. Ничего особенного – просто обыкновенная коррупция. Началось это с ним еще в бытность министром экономики при Франсуа Олланде и пошло-поехало. С ветерком. Неизвестно, ездят ли их люди в булочную на такси, но его оно примчало прямо в Елисейский дворец.
Как установила специальная комиссия Национального собрания, изучавшая всю подноготную так называемой секретной сделки Эммануэля Макрона с Uber, агрегатор тоже был среди спонсоров первой президентской кампании молодого кандидата. Для этого тот даже приглашал гендиректора Uber France Тибо Симфала на ужин. Экс-премьера Франсуа Фийона, кстати, который считался тогда фаворитом, вынудили сняться с гонки только за то, что он якобы когда-то устроил к себе на работу супругу и детей. А Макрон-то устраивал американский капитал. Причем, как позже выяснится, в широком смысле этого слова. Но в ту пору это был конкретный конфликт интересов.
Все считали этого манерного выскочку всего лишь "темной лошадкой", а на него работала далеко не одна лошадиная сила. Хотя это еще надо разобраться, кто из них у кого по вызову. Судя по материалам парламентского расследования, Эммануэль первым оказал услугу. Лично поспособствовал тому, чтобы компании было дозволено снизить количество часов обучения водителей с 250 до семи. Есть среди вещдоков и смс-сообщение, отправленное из представительства сервиса в Париже их человечку во власти во время внезапной налоговой облавы. Содержание не разглашается, но суть его, вероятно, сводилась к недоумению: "Разве мы тебе за это платим?".
А ведь платили. Много и часто. Как выяснила комиссия, регулярно оказывая финансовую поддержку как Макрону, так и его партии. И ту ситуацию, видимо, тоже удалось замять к общему удовлетворению, ибо контакты на этом не прервались. Всего же с 2018 по 2022 год люди Uber связывались с президентом Франции 34 раза. Не исключено, что по формуле: "Если вы нам понадобитесь… Вы ко мне приедете. Если мы вам… Я вызываю такси на свое имя". Действует она, между прочим, по сей день. Агрегатор, как говорят в Нацсобрании, до сих пор держит руку на пульсе Эммануэля. А, может, и за кое-что другое. Не просто же так появились сомнения, что они у него есть.
Как далеко завезет его эта история, пока судить рано. Николя Саркози, например, приблизительно за такие же отношения с мадам Бетанкур, L'Oreal которой тоже незаконно спонсировал его президентскую кампанию, осудили только этим маем. Сам же Макрон, судя по его, несмотря на оглушительный свист, бравому виду на броневичке в День взятия Бастилии, даже не покраснеет. Ну, подумаешь, среди антиправительственных лозунгов появится еще и "Uberайся прочь!". Зато ему всегда есть, на чем.
Михаил Шейнкман
О событиях в мире откровенно, остро, на грани – в авторском Телеграм-канале Михаила Шейнкмана.