Найти тему
nsknews.info

Загадки и красоты станций метро «Сибирская» и «Гарина-Михайловского»

Эстетика новосибирской подземки порой неочевидна для тех, кто каждый день пользуется этим видом транспорта. Да, у нас нет золотых статуй, дорогой мозаики и богатой лепнины, как в столичном метро, но если перестать бежать и, наконец, остановиться, то можно увидеть кое-что очень интересное. «Новосибирские новости» предлагают читателям всмотреться в красоту. Начнём со станций «Сибирская» и «Гарина-Михайловского», которые ввели в эксплуатацию в один день — 31 декабря 1987 года.

Лариса Сокольникова

Глубже всех

«Сибирская» — самая глубокая станция нашего метро, она расположена на отметке 16 метров, и к ней ведёт самый длинный эскалатор. В проекте называлась «Нарымской», но это имя не закрепилось.

Тип станции — колонная трёхпролётная с платформой протяжённостью 102 метра. Своды держат 22 пары колонн, стоящие друг от друга на расстоянии 4,5 метра. Освещают платформу закарнизные светильники.

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

«Сибирская» служит пересадочным узлом с Дзержинской линии на Ленинскую. Изначально в проекте эта станция должна была располагаться над «Красным проспектом», но в итоге их поменяли местами, что снизило финансовые затраты и сделало метро более удобным для эксплуатации.

-2

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

В центре платформ на «Сибирской» и «Красном проспекте» расположены лестницы, ведущие в соединяющий их 136-метровый тоннель с разделёнными потоками. В народе его называют «пьяным». Его кривизну объясняют тем, что из-за наземных объектов строители вынуждены были пустить коридор не напрямую, а в обход.

-3

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Новосибирский архитектор Алексей Журавков с юмором вспоминает, как одним из первых после торжественного разрезания ленточки пошёл по тоннелю: «Пройдя, наверное, до половины и сделав несколько поворотов, мы вдруг засомневались, а туда ли мы идём. Те, кто шли за нами, даже зароптали. Однако, пройдя ещё несколько метров, я услышал впереди звуки какого-то движения. Так мы, первопроходцы, благополучно добрались до “Сибирской”».

-4

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

По мнению эксперта, коридор с одной станции на другую добавляет нашему городу столичности. «Идёшь по переходу и чувствуешь себя как в Москве», — улыбается Журавков.

-5

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Стены «Сибирской» отделаны светлым мрамором и украшены мозаичными панно. Всего их восемь. Авторы проекта — художники Георгий и Ольга Алексеевы из Ленинграда. В марте 2017 года на станции торжественно открыли памятную доску в их честь.

-6

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Мозаики выполнены во флорентийском стиле из горно-алтайского камня. Тема изображений — природа и история Сибири. В работе использовали синий лазурит, яшму, кварциты разных оттенков, порфиры и другие самоцветы. Камни разрезали на множество тонких пластинок и собирали из них композиции.

-7

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Каждое панно имеет своё название. На левой путевой стене размещены сюжеты «Воды Сибири», «История Сибири», «Цветы Сибири», «Люди и горы». На правой — «Леса Сибири», «Хлеб Сибири», «Север», «Недра Сибири». Эти картины делают станцию уникальным выставочным пространством.

-8

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Идею создания мозаик для её украшения в своё время выдвинул начальник дирекции строящегося метрополитена Геннадий Рузаев. Часть полотен выполнили на Алтайском камнерезном заводе местные мастера, а часть сделали ученики художественной школы из Колывани (Алтайский край).

-9

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

По словам Алексея Журавкова, когда строили метро, то для разработки дизайна будущих станций проводили творческие конкурсы, привлекая художников, архитекторов, в том числе специалистов «Гражданпроекта». Потом из представленных идей выбирали лучшие.

-10

Станция метро «Сибирская»

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

«Выход к железнодорожному вокзалу»

Первую сваю станции с рабочим названием «Вокзальная» забили 1 марта 1980 года. Строили объект больше семи лет. Это конечная точка Дзержинской линии метрополитена. Расположена станция под площадью у ж/д вокзала Новосибирск-Главный, поэтому и итоговое название получила такое же, как она — «Площадь Гарина-Михайловского», в честь одного из основателей Ново-Николаевска, писателя и железнодорожного инженера Николая Георгиевича Гарина-Михайловского.

-11

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Находится станция на глубине девять метров. Это сооружение колонного типа. Оно имеет 17 пар колонн с шагом в шесть метров. Длина платформы — стандартная: 102 метра.

-12

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Над южным спуском из фойе к поездам расположен большой алюминиевый барельеф «Новосибирск». Это последняя работа художника-монументалиста Юрия Катаева. На ней изображены ключевые архитектурные объекты нашего города, а центром композиции стал его старый герб с факелом и шестерёнкой, принятый горсоветом 23 декабря 1970 года.

-13

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

На станции оригинальный по графике потолок — он выполнен из монолитного железобетона с полусферическими нишами для светильников.

Как пояснил Алексей Журавков, это была эпоха пластики в интерьерах, когда архитекторы уходили от эклектики в поиск новых современных форм. В отделке использовали светлый мрамор и гранит различных оттенков.

Стены платформенного участка на «Площади Гарина-Михайловского» облицованы бледно-розовым мрамором, колонны — светло-серым.

-14

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

У станции два вестибюля. Из северного можно попасть в длинный подземный переход под площадью, который ведёт к зданию железнодорожного вокзала, а также в новый торговый центр.

-15

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Алексей Журавков отметил, что для станции метро «Площадь Гарина-Михайловского» важным технологическим решением стало объединение южного вестибюля с входом в павильон пригородных касс. Так у вокзала удалось создать настоящий транспортно-пересадочный узел. По словам архитектора, важно и то, что сейчас на площадь вернули автовокзал.

-16

Станция метро «Площадь Гарина-Михайловского»

Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Этапы запуска станций подземки в Новосибирске

28 декабря 1985 года ввели комплекс первой очереди самого восточного в стране метрополитена: станции «Площадь Ленина», «Красный проспект», «Октябрьскую», «Речной вокзал» и «Студенческую» с перегонами между ними и метромостом. 7 января 1986 года Ленинскую линию открыли для пассажиров.

31 декабря 1987 года запущен первый участок Дзержинской ветки: станции «Сибирская», «Площадь Гарина-Михайловского» и перегон между ними.

26 июля 1991 года приняли в эксплуатацию станцию «Площадь Маркса», она становится конечной Ленинской линии на левом берегу.

2 апреля 1992 года запустили станции «Гагаринскую» и «Заельцовскую», 28 декабря 2000 года — «Маршала Покрышкина» и правый перегонный полуторакилометровый тоннель до станции «Площадь Гарина-Михайловского». 25 июня 2005 года заработала станция «Берёзовая роща».

7 октября 2010 года первый раз открылась «Золотая Нива». Однако 26 октября её работу остановили на 30 суток по решению суда из-за конструкционных проблем. Окончательный запуск состоялся 9 февраля 2011 года.

14-й станцией подземки станет «Спортивная» на перегоне между «Студенческой» и «Речным вокзалом». Открытие намечают на октябрь 2023 года. К 2050 году, согласно генплану, при условии финансирования в городе могут построить 32 станции на трёх линиях метрополитена — Ленинской, Дзержинской и Кировской, их общая длина достигнет 67 километров. Предусмотрены и четыре метродепо.