Уже не первый раз на глаза попадается фраза, которую приписывают Жаку Фреско. "Общество потребления - это общество одиноких людей, у которые есть всё, кроме того, что им действительно необходимо". Многим эти слова могут быть непонятны - кому то по причине того, что он и есть тот самый "одинокий человек", а кому то - потому, что он на самом деле даже не знает, что ему "действительно необходимо". Хотя, конечно же, вокруг богатых людей зачастую тусуется очень много народу. Но надо признать, что, по большей части, окружающих интересует не сам человек, а его деньги. И только когда у человека с достаточно скромным материальным положением в окружении много людей проявляющих к нему неподдельный интерес - он заслуживает внимания и уважения потому, что, скорее всего, живёт как раз таки СВОЕЙ жизнью и у него в ней есть всё "действительно необходимое".
И это пожалуй главная проблема нашего времени - неспособность (зачастую, даже и нежелание) определить, что тебе действительно необходимо для полноценной жизни, а что - тебе умело навязали извне.
А в какой же момент мы превратились в полноценное общество потребления? Лично я считаю, что когда разрушили СССР, отказались от всего, что мы сами строили много лет и позволили войти в нашу жизнь всем тем западным технологиям, которые уже давно работали именно на это самое общество потребления. Причём, как часто это бывает, нам помогла в этом самая обычная зависть. Точнее, она нас победила.
На Западе уже давно успешно функционировало общество потребления, которое кроме коммерческой составляющей имела и ещё одну, не менее важную часть - пропагандистскую, но об этом мало кто задумывался. Именно вторая часть и помогла разрушить нашу страну, втянув нас в этот выгодный коммерческий проект. Причём, выгодный для его создателей, но никак не для простых людей.
Так вот, на мой взгляд, именно зависть является главным двигателем общества потребления. Я прекрасно помню советские времена и тогда такого количества зависти в нашей жизни не было. И не потому, что мы все жили достаточно скромно - были и в те времена люди обеспеченные, но никого особо жаба не душила по этому поводу. А всё потому, что ценности были другие и отношение к самой жизни было другое. Хотя, если честно, даже не знаю, как правильно можно правильно назвать то общество, в котором мы жили до деградации в общество постоянного и неуёмного потребления.
Я знаю, что главный тезис поклонников общества потребления звучит приблизительно так: "Это ж здорово, когда любой человек может себе позволить купить абсолютно всё, что ему хочется!" И главная ошибка в этом утверждении заключается в словах "всё, что ему хочется".
Во-первых, это самое "всё" ему умело навязывают маркетологи. Хотя на самом деле, если бы человек не знал о существовании конкретного товара и если бы зависть, что у приятеля или соседа он уже есть, не пробудила бы в нём желание тоже им обладать - он жил бы прекрасно и без него.
Во-вторых, чтобы "купить абсолютно всё" - человек должен стать рабом денег и всю свою жизнь посвятить именно им, а не себе самому и своим близким. Но основная мысль общества потребления как раз таки и заключается в том, что по настоящему счастливым ты можешь стать только при наличии большого количества денег, которые позволят тебе купить много товаров, зачастую, тебе совершенно не нужных.
И кстати, такое количество толстых людей вокруг - это тоже результат общества потребления, которое приучило многих жрать без остановки.
Увы, сейчас и личные отношения нередко тоже строятся на меркантильной почве. Женщины ищут в первую очередь не интересного и надёжного мужчину, а "банкомат", который будет обеспечивать все их желания. Поэтому в итоге и некоторые дети "любят" своих родителей исключительно только тогда, когда получают от них подарки и деньги. Люди даже не осознают, что, зачастую, ничем не отличаются от проституток. И даже тот, кто стал в итоге богатым, нередко должен был для этого, в какой то момент, продать свою совесть, честь, душу, иногда друзей и даже кого-то из близких, ради достижения определенных целей. И мало кто задумывается, что, среди прочего, в какой то момент и сам человек перестаёт принадлежать себе - он просто становится полноценным рабом того самого общества потребления.
Поэтому, как я уже неоднократно писал, самый счастливый человек - это тот, кто не смотрит рекламу и в жизни которого полностью отсутствует зависть. Только такой человек сможет жить действительно СВОЕЙ жизнью. Всеми остальными управляют и будут управлять маркетологи и окружающие их граждане - то самое общество потребления. Хотя сами они уверены, что живут именно так, как хочется именно им. Наивные...